«Я сделала это ради шести миллионов людей, которые погибли в Холокосте» - Мария Рольникайте
Памятный вечер, посвященный 75-летию ликвидации Вильнюсского гетто, прошел в культурном центре Литовской Республики «Доме Юргиса Балтрушайтиса». В ходе мероприятия состоялся показ документального фильма-монолога «Я должна рассказать» о Марии Рольникайте, которая в юном возрасте пережила кошмары лагерей смерти.
Ежегодно 23 сентября в Литве вспоминают жертв Холокоста: 75 лет назад в этот день было ликвидировано гетто в Вильнюсе.
«Я честно признаюсь, что в советские времена мы об этом знали очень мало. Очень много спекуляций о 40-х годах в Литве. После 90-го, когда была восстановлена независимость Республики, … проживающие на территории Литовской Республики и русские, и поляки, и евреи, и украинцы начали искать свои корни. Соответственно этим занялись и литовцы, - рассказывает посол Литвы в России Ремигиюс Мотузас. – Это был необыкновенный период истории нашей Республики, когда мы вместе начали осознавать и восстанавливать нашу историю в том виде, в каком она действительно была. При этом евреи самыми первыми начали возрождать свою культуру, историю и очень быстро восстановили свои школы, синагоги, возобновили изучение языка и обычаев».
На сегодняшний день культурное наследие литовских евреев хранится в Центре еврейской информации и культуры в Вильнюсе, под юрисдикцией которого находятся многочисленные памятники, музеи, кладбище и синагога. Кроме того, с 2003 года в Литве проводится акция «Дорога памяти», в рамках которой школьники посещают места захоронения евреев, погибших в результате Холокоста. Самым знаменитым местом является мемориал Паняряй, посвященный не только литовскому, но и российскому народу.
Таким образом, с XVIII века Вильнюс называют Литовским, или Северным Иерусалимом, потому что он всегда был одним из крупнейших центров еврейской философии и образования.
«Чем больше я думаю о событиях 40-х годов, тем меньше я понимаю. Иногда мне кажется, что я ничего не понимаю. Я не понимаю, как это могло быть: как человек делал с другим человеком такое, - признается правозащитница, член президиума Российского еврейского конгресса Алла Гербер. – Единственное, что мне помогает об этом думать – это то, что люди там жили. Это поразительно. Они писали стихи, влюблялись, рожали детей. Как хорошо, что сегодня мы точно знаем, как все было. Ведь так легко было купиться на немецкую пропаганду. Сегодня для нас главное – думать спокойно. Думать и размышлять».
Большое внимание участники вечера уделили масштабам информационной пропаганды, что велась в ходе Второй мировой войны, и борьбе с ней с целью восстановления национальной памяти и достоверной мировой истории.
«Пропагандистские штампы бьют по мозгам и приводят к трагедии. Мне кажется, об этом нельзя забывать, – это и есть историческая память, - убежден журналист, член Общественного совета Российского еврейского конгресса Николай Сванидзе. – Ни в коем случае нельзя забывать, нельзя уходить в непризнание, нельзя уходить в оправдание. Это нужно вычерпывать из себя постоянно, потому что это накапливается. Нельзя один раз признать – потом забыть. Мы должны возвращаться к этой теме. И народ, который возвращается, - это здоровый народ. Это важно для исторического здоровья».
Этой цели служат такие киноленты, как «Я должна рассказать». Документальный фильм основан на дневниковых записях Марии Рольникайте, которые она вела в 1941-1954 годах. Она начала их в Вильнюсском гетто и продолжила в трудовых концентрационных лагерях Штразденгоф в Латвии и Штуттгоф в Польше.
Марии удалось охватить период с начала оккупации Литвы немецко-фашистскими войсками и до своего освобождения 10 марта 1945 года. При этом записи Рольникайте вела на идише, что, по ее же словам, было довольно неожиданным решением даже для нее самой. Но она хотела быть уверенной в том, что, если ее убьют, дневники не выбросят, а прочтут – литовский же мало кто понимал.
Более того, записать Маше удалось лишь незначительное число дневников – большую часть она вела в уме, заучивая наизусть, как ей наказала мать. Целиком текст записей был зафиксирован ею в 1946 году, уже в Вильнюсе, и впервые издан там же в 1963 году на литовском языке.
«Когда я прочел ее книгу, я был потрясен. При встрече она тоже меня поразила. В свои 87 лет сохраняла оптимизм и бодрость, - рассказывает режиссер фильма Сергей Кудрящов. – Мы пригласили Марию Григорьевну пойти для съемок в парк. Она согласилась. Когда вернулись, она очень устала, и, когда прощались, я говорю: “Извините, что заставили вас, несмотря на возраст, ходить вот так”. И она ответила: “Я сделала это не ради вас. Я сделала это ради шести миллионов людей, которые погибли в Холокосте”».
Записи Марии Рольникайте представляют для истории такое же значение, как и более известные и распространенные дневники Анны Франк – еврейской девочки, уроженки Германии, прошедшей через Освенцим и Берген-Бельзен, где умерла в конце войны от тифа.
По мнению Аллы Гербер, правительства всех стран, в частности России, должны прикладывать больше усилий по информированию и просвещению молодежи.
«Иногда я прихожу в школы, в старшие классы, и спрашиваю, кто читал Анну Франк. Есть в этих школах учителя, которые согласились пройти через наш семинар, - там понимают. Но сколько школ, классов, детей, которые и понятия не имеют, кто такая Анна Франк, - миллионы. Должен быть совершенно другой разговор по телевизору, по радио, какое-то другое общение с народом в другой тональности», - убеждена она.
Помимо прочего, трагической дате ликвидации Вильнюсского гетто посвящена фотовыставка «Кадиш деревянным синагогам Литвы» в «Доме Юргиса Балтрушайтиса». Ее автор, член Совета Еврейской общины Литвы, директор благотворительного фонда им. Якова Бунки Даумантас Левас Тодесас, значительную часть своей жизни посвятил сохранению наследия и истории евреев Литвы, сохранению уникальных деревянных синагог и развитию еврейской культуры.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs