ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Как Порошенко с Варфоломеем Церковь «строят»

13:01 15.11.2018 • Михаил Леонов, журналист

По сообщению медиа-группы «Голос UA» 15 ноября в Киев прилетает из Стамбула митрополит Галльский Эммануил, которого уже называют «Председателем Объединительного Собора»[1] на Украине. Фанар возложил на митрополита обязанности по подготовке организационных мероприятий в связи с проведением т.н. «Объединительного Собора» украинской поместной церкви. Согласно сообщению, это мероприятие ожидается 22 ноября, в преддверии Синода Константинопольского Патриархата, где, судя по всему, будет одобрен кандидат на эту создаваемую вопреки всему кафедру. Причем, как подчеркивает издание, таким «…кандидатом видят глубоко церковную, аполитичную фигуру».

Нам кажется, что именно вопрос кандидатуры, одинаково волнующий все стороны этого процесса и послужил причиной внезапного желания президента Украины встретиться с архиереями канонической УПЦ.

13 ноября в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Киево-Печерской лавры состоялось осеннее, очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Там же, как ожидалось, и должна была состояться ранее анонсируемая встреча всего епископатас президентом Украины Петром Порошенко.

Еще 8 ноября всем архиереям канонической Украинской Православной Церкви было разослано письмо за подписью Управляющего делами УПЦ Митрополита Бориспольского и Броварского Антония о том, что встреча должна состояться в актовом зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры во вторник в 14.00. "Участие всех епархиальных и викарных архиереев Украинской православной церкви является обязательным", - говорилось в циркуляре[2]. К тому времени уже было известно, что между президентом Украины и Предстоятелем УПЦ Митрополитом Онуфрием по поводу такой встречи состоялся телефонный разговор. Инициатором встречи выступил президент Украины, но планировал он её провести в Украинском Доме – бывшем музее Ленина в центре Киева, - с чем категорически был не согласен глава УПЦ. Нет, от встречи он и не думал отказываться, ибо готов к любому диалогу, но считал, что если темой диалога являются церковные вопросы, то и обсуждать их с Церковью должны в церкви. Но никак не в бывшем музее Ленина. По свидетельству участника Собора Митрополита Запорожского Луки, «в самом начале работы Собора Блаженнейший Митрополит Онуфрий попросил нас ответить на два вопроса: 1) Необходимо ли нам встречаться с Президентом? После непродолжительного обсуждения на него 82 архиерея ответили – да. 2) Где должна проходить встреча? Так же после дискуссии 82 архиерея ответили – на церковной территории[3].

Уж на что Великий Император Константин был незаурядным государственным деятелем, но даже он не позволял себе, чтобы Церковные Соборы проходили в его дворцах, а смиренно сам являлся туда, где они проводились. Однако, президент Украины не Великий Константин, и в телефонном разговоре с Блаженнейшим он настаивал, чтобы встреча прошла именно в Украинском Доме, ссылаясь на то, что «…его визит в Лавру может быть воспринят общественностью, как выражение поддержки УПЦ»[4]. Итогом переговоров, после долгих колебаний, стало согласие президента на приезд в лаврскую резиденцию.

Несмотря на договоренность президента и Предстоятеля Церкви, правительство внесло сумятицу  в умы архиереев, разослав им за полдня до предписание  главы Администрации Президента Игоря Райнина приехать на эту встречу в то же время (14.00) в Украинский дом[5].

В то время как в Киево-Печерской Лавре проходило заседание Синода, стало известно, что Петр Порошенко в Лавру не приедет, а все-таки ждет архиереев УПЦ в бывшем музее Ленина, ехать куда епископат УПЦ отказался. Даже такой ярый сторонник автокефалии из числа архиереев УПЦ как Митрополит Черкасский Софроний, и тот был в недоумении: «Знаете, тут непонятна политика президента. Сразу говорилось, встреча с ним будет на территории монастыря, а потом за полдня решили, что все должны в Украинский Дом приехать. Много епископов выступали за то, что нужно поехать, нужно встретиться. Но не большинство»[6]. По свидетельству источника интернет-издания "Вести", присутствовавшего на заседании иерархов УПЦ, "Президент позвонил Блаженнейшему митрополиту Онуфрию непосредственно во время собрания. Телефон Блаженнейшему принесли прямо в зал. Президент говорил очень громко и перебивал. Было понятно, что он раздражен. Блаженнейший отвечал спокойно, уверенно", – говорит источник "Вестей". По его словам, в разговоре с президентом митрополит Онуфрий высказал то же мнение – церковные дела нужно решать на церковной территории. То есть, он опять пригласил главу государства в Лавру»[7]. 

Правды ради стоит сказать, что по сообщениям прессы трое архиереев УПЦ (всего – 90, из которых на Соборе в Лавре было 83), все-таки встретились с Порошенко: это были митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко), митрополит Винницкий и Барский Симеон и архиепископ Новокаховский и Генический Филарет[8]. Однако это не то число, которое нужно президенту Порошенко и «митрополиту» Варфоломею, создавшему раскольническую и непризнанную никем Украинскую церковь Киевского патриархата.

Все здравомыслящие люди, следящие за процессом украинского церковного кризиса, понимают: в процессе «выбивания» автокефалии произошел серьезный сбой, и отнюдь не из-за «московских провокаций». И Варфоломею, и Порошенко понятно, что без участия в т.н. «объединительном соборе» иерархов канонической УПЦ – говорить о «преодолении раскола и объединении украинского православия» нет смысла. А ситуация ухудшается: в самом начале говорили о десяти сочувствующих архиереях в этой церкви. Потом число автокефалистов в УПЦ уменьшилось до шести. Теперь мы видим лишь трех, реально готовых положить свои омофоры ради президентских амбиций. И это серьезно бьет по репутации затеявшего эту историю Порошенко.

В одной аналитической записке П. А. Порошенко был охарактеризован следующим образом: "Постоянно подчеркивает свою уникальность, особость, даже в связи с мелкими поводами. Часто говорит о себе в третьем лице. Болезненно воспринимает критику. Обладает ощущением собственной избранности. Часто в узком кругу говорит о том, что его ведет судьба. Злопамятен, не прощает обиды. Коварен и лицемерен. Хороший оратор с неплохим уровнем владения английским языком. Склонен к интригам. Падок на лесть. Любит выстраивать иллюзорную картину мира и жить в иллюзии. Склонен к демагогии", — сообщается в материале[9]. Исходя из наличия таких качеств, не исключено, что Петр Алексеевич вряд ли простит архипастырей, указавших ему на его место в церковной жизни. По мнению политолога Руслана Бортника, вполне можно ожидать, что теперь государственная политика в отношении УПЦ еще более ужесточится: «Начиная от парламента, где лежат готовые законопроекты, направленные против УПЦ, и заканчивая решениями Минкульта по переписи церковного имущества»[10], – подчеркнул Бортник.

Не исключено, что с помощью спецслужб, будут искать «скелеты в шкафу» некоторых епископов, вербуя их на свою сторону. Подобно тому, как был завербован (один из трех, пришедших на встречу с Порошенко) Митрополит Александр (Драбинко) - спустя три месяца после заявления Порошенко «о скором даровании Томоса», брюссельская «L'Européenne de Bruxelles» посвятило Митрополиту Александру небольшую, но очень неприятную публикацию «Служба Безопасности Украины вербует священнослужителей для создания независимой православной церкви в стране»[11]. В этой краткой публикации  показывалось, благодаря чему митрополит УПЦ МП внезапно стал ярым поклонником идеи «национальной церкви» и соработником на ниве получения томоса,  упоминается некий агент СБУ под кодовым названием «Персей» и его деятельность.

В сложившейся ситуации привлечение любыми способами как можно большего числа архиереев из канонической УПЦ МП является задачей архиважной как для Фанара, так и для Банковой. Рассмотрим диспозицию.

Предварительно предполагается, что в соборе примут участие 41 филаретовский «епископ» т.н. УПЦ КП, 12 епископов УАПЦ и те самые 3 из УПЦ МП. Однозначно, что при таком раскладе большинство голосов получит кандидат, предложенный филаретовской стороной. А это нежелательно ни Порошенко, ни Варфоломею. Для Фанара крайне важно, чтобы как можно большее количество архиереев УПЦ МП приняли участие в соборе – в противном случае, вместо победных реляций о «преодолении раскола на Украине», фактически получится лишь его расширение и усугубление. К тому же  УАПЦ, не приемля печального для нее результата, запросто может «включить заднюю» в процессе самого Собора.

Для Порошенко же крайне важно, во-первых, закрыть тему автокефалии, огласив очередную «пэрэмогу и досягнэння»; во-вторых, прослеживается его крайняя заинтересованность продвинуть на лидирующую позицию своего протеже в лице Митрополита Симеона (Шостацкого). Эта кандидатура во всех отношениях устроила бы и Варфоломея, но для этого нужна поддержка архиереев из канонической УПЦ МП, своим большинством перекрывающих кворум филаретовской партии…

Однако, учитывая зыбкую неопределенность разыгрываемой комбинации, нам кажется, что есть и «план Б». Какую бы кандидатуру не предложил Вселенской Патриархии «собор», последнее слово на Синоде, который должен состоятся  28-30 ноября, за Варфоломеем. Воспользовавшись «нежеланием заинтересованных сторон в преодолении раскола», но уже «имея Украину своей канонической территорией», ему не останется ничего другого, как объявить т.н. «Киевский экзархат Константинопольского патриархата» с назначением на пост главы такового своего иерарха. Например, известного уже Украине Иова (Гечу).  Почему бы нет?!  На планы внешних игроков в лице США это не влияет, репутация и рейтинги Порошенко – его проблема, а Варфоломею еще один приятный бонус – в проект Томоса уже включено положение о более чем 20 подворьях Вселенского Патриархата, которые Президент Украины Петр Порошенко обещал передать до начала президентских выборов.

Но даже при таком раскладе, судьба канонической УПЦ и большинства верных Ей епископата, духовенства и верующих оптимизма не добавляет. По недавнему свидетельству Протопресвитера Феодора Зисиса, профессора богословского факультета Фессалоникийского университета имени Аристотеля «…благочестивые миряне, как и тогда, будут впадать в разочарование, терпеть бедствия и сомневаться в своем спасении, – убежден отец Феодор. – Ведь новая "параллельная" церковь при содействии государственной власти заявит права на храмы, монастыри и святыни канонической Православной Церкви: все констатируют, что будут конфликты между владельцами и претендующими, и дойдет до кровопролития»[12].

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати