Владимир Путин в Париже возложил цветы к памятнику воинам Русского экспедиционного корпуса, сражавшимся на территории Франции во время Первой Мировой войны
Фото пресс-службы Президента России
Дождь, скорбь и политика – эти три явления сопровождали церемонию, организованную в Париже в день 100-летия завершения Первой Мировой войны. В 1914 году она была начата и в 1918-м завершена подписанием Версальского договора.
Пресса тех времен не скрывала своего восторга по поводу «завершения мировой бойни» – вот так, ни много, ни мало – именовали в начале ХХ века обрушившуюся на Мир войну. Здесь – скан с первой полосы американской газеты от 11 ноября 1918 года. Заголовок «It’s over, boys» (слева на скане) звучал в тот день на Западе, как «колокол Надежды» на Мир, Благополучие и Безопасность.
Возможно, именно этот момент в жизни Запада является для них сегодня самым значимым и важным, коли именно на 100-летие завершения той, как у нас говорили, «империалистической войны», Париж собрал десятки лидеров самых разных стран – и участниц той бойни, и союзников, и всех «сочувствующих». Заметим, что 75-летие победы во Второй Мировой – для нас Дня Победы – они, западники проигнорировали. Ведь, в 1918-м они победили сами себя: Франция и Англия + США приняли в Версале капитуляцию и контрибуцию от Германии и её союзников – типа «скандал в семействе». А в 1945-м мы победили их объединенные армии Европы во главе с Гитлером, и им это до сих пор очень не по нраву. Вот почему Франция собирает сегодня у себя весь Запад для празднования победы над самими собой, и все-все-все туда с Запада, а также из бывших его колоний, едут наперегонки.
Впрочем, не для всех западников встреча в Париже была воспринята, как праздник. Свою давнюю нелюбовь (и это мягко сказано) к Франции продемонстрировала Великобритания, когда премьер Тереза Мэй не нашла времени появится в столице Франции. Как будто Англия в Первую Мировую либо воевала против Франции, либо потерпела жестокое поражение, и праздновать Лондону сегодня нечего. При этом – в традиционном стиле – попыталась в канун праздника «нагадить» России. Как? Об этом – чуть ниже.
Между тем, показательны были появления на трибуне праздника в Париже двух лидеров двух ведущих мировых Сверхдержав. Дональд Трамп с супругой отказались быть одними из пассажиров автобуса, в котором десятки президентов и премьеров поехали на Площадь к Триумфальной Арке, где состоялись памятные торжества. Поэтому Трамп с Меланией появились на трибуне с некоторым опозданием. Но даже они вместе с десятками лидеров стран мира ждали и дождались того момента, когда сюда приехал Владимир Путин.
Президент России не смог присутствовать на первом дне торжественного мероприятия в связи с занятостью российскими делами, и прилетел прямо к началу церемонии, когда все уже собрались. Вот видео этого приезда президента России:
А здесь – первая страница германской газеты «Bild», обратившей внимание своих читателей на выражении лиц западных лидеров в тот момент, когда президент России проходил «вдоль их строя»:
На такой ход российской стороны французы, знатоки протокола, отреагировали моментально – поначалу президентов России и США хозяин торжеств Макрон планировал усадить на торжественном обеде рядышком. Но он срочно поменял «рассадку», и Владимир Путин с Дональдом Трампом смогли разговаривать не тет-а-тет, а через стол. Впрочем, Трамп не преминул в ответ на приветствие Путина у Триумфальной Арки, многозначительно ему подмигнуть:
Фото ziar.com
Сам президент Франции Эммануэль Макрон чувствовал себя не столь раскованно. Он ещё до начала торжеств просил Путина и Трампа не устраивать в Париже их долгожданный саммит, чтобы не отвлекать мировые СМИ и мир, в целом, от самого мероприятия. Тем не менее, очень ожидаемые во всем мире контакты лидеров двух Сверхдержав состоялись, и получили свои оценки от их участников.
Владимир Путин созвал на следующий день по возвращении из Парижа Совет Безопасности, где, как сообщает официальный сайт Главы Российского государства, «информировал постоянных членов Совета Безопасности о некоторых кратких контактах, состоявшихся на полях мероприятий в Париже». А Дональд Трамп, со своей стороны, доверил выдать сообщение своей пресс-службе, которая оповестила: на встречах Трампа с Путиным, Меркель и Макроном «лидеры обсудили целый ряд тем, в том числе, ДРСМД (Договор о ракетах средней и меньшей дальности, из которого США намерены выйти – С.Ф.), Сирию, мировую торговлю, ситуацию в Саудовской Аравии, санкции, Афганистан, Китай и Северную Корею. У них были очень хорошие и продуктивные дискуссии во время двухчасового ланча».
Судя по обмену многозначительными жестами между Путиным и Трампом, они подают сигналы не только друг другу, но и всем наблюдателям. И вот это более всего не по нраву в Лондоне. Мы выше уже упоминали тот факт, что Тереза Мэй, мол, не нашла времени на получасовой перелет из Лондона в Париж для участия в международном саммите: «Все у вас? – Весь город у нас!» И, если в дополнении к этому перефразировать ещё и Маяковского, то получает примерно так: «У британских – собственная гордость. На Европу смотрим свысока…» Хотя… это уже веками никого не удивляет. Так, о чем мы?
Дело в том, что британская элита – одна из самых многовековых и самых прожженных в Старом Свете. И от её внимание не ускользнула та тенденция в мировых и европейских делах, когда началась деградация западных устоев и ценностей, веками обеспечивавших Европе мировую гегемонию. И, если при подъеме США после Второй Мировой войны Великобритания особо не волновалась – «англосакс англосакса не обидит», то теперь её бегство из Евросоюза ясно демонстрирует нежелание элиты Туманного Альбиона потонуть в волнах нового европейского кризиса. Бритты «отчаливают» в «автономное плавание». Мы писали здесь про это не раз и не два. Но теперь – наглядное свидетельство наших оценок: вопиющее хамство отсутствия Мэй на общеевропейском, нет – берите выше – общемировом скорбном торжестве в память о победе и о жертвах Первой Мировой войны.
«Англичанка нагадила» России, а потом просто побоялась встретиться с Путиным глаза в глаза потому, что устроила новую провокацию с «русским шпионским скандалом» в Австрии аккурат в канун саммита в Париже. Европейская пресса получила доказательства, что данные о шпионаже в пользу России Австрия получила от британских спецслужб. Как отмечает источник газеты «Kleine Zeitung» (Австрия) из минобороны Австрии, информация могла быть передана англичанами, чтобы «изменить отношение австрийских властей к России». Газета, кстати, региональная, но именно ей поведали этот секрет – не всё так просто в Европе.
Действительно, элиты Старого Света, похоже, просыпаются от летаргического сна, и бритты начинают провоцировать уже внутриэлитные конфликты, поскольку одни (элиты континентальные) пошли на сближение с Москвой, а другие (элита англосаксонская) – категорически против этого. Удар сейчас из Лондона пришелся по имеющим хорошие отношения с Москвой Австрии и Монако (арест российского бизнесмена Дмитрия Рыболовлева) именно в тот момент, когда Путина ждали в Париже. И ответный ход со стороны России оказался сколь неожиданным, столь и впечатляющим: чуть ли не почетный караул мировых лидеров, встречающих Президента России в Париже. Только взоры оцените – все (все!) стоят и… дожидаются:
Фото e-newspaper.pro
А первая леди Франции – всё внимание к московскому гостю:
Фото пресс-службы Президента России
Тереза Мэй уже через несколько часов после произошедшего в Париже выдала в эфир чуть ли не покаяние. Причем, она так торопилась, что дала команду на сутки раньше опубликовать свое обращение к России, которое прозвучало через день, 12 ноября, на банкете лорда-мэра лондонского Сити. Истерзанная сомнениями («А, может быть, надо было ехать в Париж?») премьер-министр Британии выступила – вдруг! – с признанием: она, мол, Тереза «открыта к улучшению отношений с Россией». Остальное бла-бла-бла по поводу «плохого поведения Москвы» можно и не слушать. Главное сказано: «Мы остаемся открытыми для других отношений, при которых Россия откажется от атак, подрывающих международные договоры и международную безопасность, а вместо этого будет действовать совместно с нами для того, чтобы разделять общую ответственность, которая возложена на нас как на постоянных членов СБ ООН». И – ягодка на торте – Мэй заявила, что нынешний уровень отношений между Лондоном и Москвой не устраивает Великобританию: «Как я сказала год назад, это не те отношения с Россией, которые мы хотим».
Какая жалость, ей даже не довелось постоять в «почетном карауле» у Триумфальной Арки, а поэтому Мэй озвучила своё отношение к Москве, не дожидаясь часа своего официального выступления. Но, как у нас говорятся: «Поспешишь – людей насмешишь». Позитивного отклика на заламывающие руки Терезу что-то не услышала Европа…
Зато Макрон, приложивший титанические усилия, чтобы саммит Россия-США не отвлек ни СМИ, ни публику от его бенефиса, выступил под дождем, символизировавшим слезы по павшим в боях Первой Мировой. В его выступлении есть интересные моменты, которые здесь стоит привести со ссылкой на публикацию этой речи в парижской газете «Le Monde»:
«- 11 ноября 1918 года в одиннадцать часов утра 100 лет назад в Париже, как и во всей Франции, зазвонили колокола всех церквей. Это был конец четырех долгих и страшных лет смертельной битвы.
- На эти четыре года человечество погрузилось в отвратительный лабиринт беспощадных столкновений в аду, который поглощал всех бойцов, независимо от их происхождения, независимо от их национальности.
- 10 миллионов погибли, 6 миллионов получили ранения и увечья, миллионы жертв среди гражданского населения.
- С 1918 года наши предшественники пытались построить мир, но унижение, дух мести, экономический и моральный кризис подпитывали рост национализма и тоталитаризма. Еще через двадцать лет война снова начала разрушать дорогу к миру.
- Здесь сегодня народы всего мира видят так много ваших лидеров! Каждый из них возглавляет когорту бойцов и мучеников своего народа. Каждый из них является лицом той надежды, за которую все молодые люди согласились умереть – за восстановленный мир. За мир, в котором дружба между народами преобладает над воинственными страстями. За мир, где дух примирения преобладает над искушением цинизма, где форумы позволяют вчерашним врагам участвовать в диалоге и, чтобы сделать его цементом понимания, наконец, приходить к гармонии.
- Это называется на нашем континенте дружбой, сложившейся между Германией и Францией. Это называется Европейским союзом, не имевшим прецедентов в истории и избавляющим нас от войн. Это называется Организацией Объединенных Наций, являющейся гарантом духа сотрудничества ради защиты общих благ мира, которая извлекла уроки из болезненных неудач Лиги Наций и Версальского Договора.
- Я знаю, что старые демоны появляются, готовые выполнить свою работу хаоса и смерти. Новые идеологии манипулируют религиями. История угрожает возобновить свой трагический путь и скомпрометировать наше наследие мира, которое, как мы полагали, окончательно запечатлелось кровью наших предков.
- Все мы здесь, политические лидеры, должны 11 ноября 2018 года подтвердить народам нашу истинную, нашу огромную ответственность, чтобы передать нашим детям мир, о котором мечтали поколения».
Всё бы ничего, да только французы не смогли удержаться от странного игнорирования российского вклада в сражения Первой Мировой в Европе. Свидетели церемонии у Триумфальной Арки говорят, что после речи Макрона французские лицеисты зачитывали отрывки из писем солдат той войны — француза, британца, американца и немца, даже китайца, но ни одного русского письма озвучено не было, хотя на территории Франции в те годы воевал наш экспедиционный корпус, память которого почтил Владимир Путин, возложив цветы к памятнику русским солдатам в Париже.
И в Москве обратили внимание на этот демарш бывших союзников (таких же, как и англичане) по «Антанте». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заметил, что в Париже не зачитывали писем русских солдат, а, ведь, во Франции тогда сражались 20 тысяч человек из Русского экспедиционного корпуса.
Зато уважение к русским потерям проявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Во время «Форума мира», проходившего в тот же день в Париже, канадский лидер сел в первый ряд вместе с Владимиром Путиным. И, как сообщает телеканал CTV News со ссылкой на пресс-службу Трюдо, премьер-министр Канады во время разговора с президентом России отметил «колоссальные жертвы российского народа во время двух мировых войн», и поэтому «важно, что Россия представлена здесь, чтобы говорить о мире».
Попросил Путина о разговоре «на ногах» премьер Израиля Биньямин Нетаньяху, который в итоге заявил своей прессе о том, что состоявшийся разговор с президентом России в Париже был «хорошим», «существенным» и «очень важным».
В завершении обзора дня 11 ноября 2018 в Европе, отметившей 100-летие конца «мировой бойни», приведем ещё один факт из сегодняшней общеевропейской жизни, чтобы показать, как некоторые евросчастливцы относятся к идеям, озвученный Макроном в его выступлении у Триумфальной Арки: «С 1918 года наши предшественники пытались построить мир, но унижение, дух мести, экономический и моральный кризис подпитывали рост национализма и тоталитаризма». Кто мог подумать, что сто лет спустя эти оценки опять актуальны в Европе?
Отличилась, как часто водится, Польша. В воскресенье 11 ноября участники «торжественного шествия» по Варшаве, посвященного столетней годовщине – нет, не победы в войне, а независимости Польши, сожгли – Вы не поверите! – флаг Европейского союза. Как сообщают, толпа при этом радостно скандировала: «Долой Евросоюз!»
Получилось, что за один день в Европе проявились две тенденции. А, если к польским протестам прибавить информацию германских спецслужб о разоблачении заговора «неофашистов», то картина «общеевропейского благополучия» становится такова, что, действительно, в Москве впору созывать Совет Безопасности.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель хорошо знал своих европейских сограждан, а потому и написал когда-то: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs