Валентина Матвиенко о состоянии отношений с Узбекистаном

14:15 09.11.2018 Инна Яникеева, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото автора

Отношения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан всегда строились и продолжают развиваться на принципах взаимоуважения, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества. Межгосударственные связи были и остаются дружественными. По словам первого заместителя Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Садыка Сафаева, сотрудничество с Российской Федерацией является первоочередным приоритетом во внешней политике Узбекистана. Он назвал позитивным формирование новых механизмов взаимодействия двух стран, в том числе укрепление межрегиональных связей. Например, 8 ноября был проведен круглый стол, во время которого стороны обсудили вопросы углубления двустороннего сотрудничества в экономической, инвестиционной и туристической сферах. Одной из главных задач встречи являлась выработка дополнительных предложений по дальнейшей реализации беспрецедентной договоренности на сумму в 27 миллиардов долларов, достигнутой в ходе визита Президента России в Узбекистан. При этом активизация межпарламентских связей между Россией и Узбекистаном произошла только после состоявшихся в декабре 2016 года президентских выборов в Республике Узбекистан. Было отмечено усиление интереса к развитию прямых связей между регионами двух стран. Так, заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов подчеркнул, что двусторонние контакты между верхними палатами парламентов России и Узбекистана в настоящее время развиваются активно, поступательно и содержательно. Более того, по словам С.Сафаева, форум регионов, который впервые состоялся в октябре 2018 года, установил контакты, которых до этого практически не было. Был дан старт более чем ста совместным проектам. Он также отметил, что второй Форум регионов России и Узбекистана пройдёт в Москве в 2019 году.

О значимой роли взаимодействия парламентов двух государств в укреплении и совершенствовании межгосударственного взаимодействия, в том числе и на региональном направлении, свидетельствуют проведенные 7 ноября мероприятия и подписанное соглашение, а именно:

  • Третье заседание Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

  • Встреча Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Нигматиллой Юлдашевым;

  • Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, которое, по словам глав верхних палат парламентов России и Узбекистана, укрепляет правовую базу межпарламентского взаимодействия.

Стороны также утвердили повестку дня четвертого заседания Межпарламентской комиссии, которое планируется провести во втором полугодии 2019 года в Республике Узбекистан.

По словам В.Матвиенко, визит коллег из Сената Олий Мажлиса в Совет Федерации подтверждает взаимный настрой на укрепление межпарламентского сотрудничества. Она подчеркнула: «Традиции дружбы и сотрудничества – это фундамент, на котором строятся современные российско-узбекские отношения». Глава верхней палаты российского парламентапредложила усилить работу по координации законодательных инициатив на международных площадках. Более того, В.Матвиенко выразила надежду на присоединение узбекской стороны в качестве наблюдателей к работе Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).

Глава верхней палаты российского парламентаотметила, что визит узбекской делегации способен предоставить новый мощный стимул развитию всего комплекса двусторонних отношений, в том числе межпарламентского взаимодействия. «Мы видим своей основной задачей активизацию участия парламентов двух стран в реализации договоренностей, которые были достигнуты на высшем уровне в ходе недавнего государственного визита президента России в Узбекистан. Были предложены новые форматы взаимодействия, такие как форумы регионального сотрудничества, фестиваль молодежи, образовательный форум»,- подчеркнула В.Матвиенко, выразив надежду на продолжение работы по созданию условий для расширения межрегионального сотрудничества.

В свою очередь, Н.Юлдашев подчеркнул, что в Узбекистане рассматривают официальный визит парламентской делегации в Россию как важный шаг на пути к дальнейшей активизации российско-узбекских взаимоотношений. Он также акцентировал, что за последние два года государства смогли выйти на качественно новый уровень в развитии российско-узбекского стратегического и союзнического партнерства благодаря политической воле и решимости президентов. «Дальнейшее развитие многопланового российско-узбекского взаимодействия является главным приоритетным направлениям внешней политики Республики Узбекистан. Сотрудничество с Россией полностью отвечает национальным интересам страны»,- отметил Председатель верхней палаты парламента Узбекистана. Он обратил особое внимание: «Интенсивность двусторонних политических, экономических и культурно-гуманитарных отношений повышается, что отвечает интересам двух государств и народов, а также служит укреплению безопасности и стабильности в Центральной Азии».

В ходе мероприятий российская и узбекская стороны говорили о необходимости работы по гармонизации законодательств двух стран с учетом сохранения национальных специфик в сферах, способствующих расширению экономического и инвестиционного сотрудничества. Отмечалась важность создания благоприятного климата для бизнеса, что было отражено в подписанном 6 ноября Соглашении о сотрудничестве.

Было также отмечено, что исключительно высокое значение имеет культурно-гуманитарная сфера российско-узбекского сотрудничества. «Важными элементами взаимодействия являются взаимное участие в проводимых в обеих странах крупных культурных мероприятиях, углубление межвузовских связей, сохранение уважительного отношения к старшим поколениям и единой истории»,- подчеркнул Председатель верхней палаты парламента Узбекистана.

По словам Н.Юлдашева, Ташкент готов расширять взаимодействие с Россией для усиления динамики развития российско-узбекского диалога. В рамках взаимодействия Совет Федерации - Сенат Председатель верхней палаты парламента Узбекистана предложил развивать различные направления сотрудничества, такие как:

  • обеспечение парламентскими ресурсами реализации договоренностей, достигнутых в ходе Саммита глав государств;

  • формирование правовой базы, направленной на устранение барьеров на пути к дальнейшей активизации двустороннего сотрудничества;

  • дальнейшее обеспечение системного характера российско-узбекского межпарламентского диалога и на этой основе укрепление взаимного доверия;

  • реализация программ обмены опытом в сфере правового обеспечения реформ и социально-экономического развития;

  • ускорение ратификации двусторонних договоров и соглашений;

  • использование возможностей Совета Федерации и Сената в углублении межрегионального взаимодействия.

Н.Юлдашев выразил надежду, что высказанные предложения по развитию двустороннего межпарламентского сотрудничества найдут отражение в совместной «дорожной карте» на 2019 год в рамках российско-узбекской межпарламентской Комиссии по сотрудничеству.

Многократно отмечалась необходимость задействовать неиспользуемый потенциал сотрудничества, кардинально увеличить и диверсифицировать торговый оборот.

Говоря о тесных связях между Россией и Узбекистаном, Н.Юлдашевым было отмечено:

  • в целях празднования в 2020 году 75-летия Великой Победы в Ташкенте намерены создать парковый комплекс «Победа», который станет символом общей борьбы против фашизма;

  • сегодня в Республике Узбекистан проживают свыше 900 тысяч граждан русской национальности;

  • русский язык в Узбекистане является языком  межнационального общения;

  • большинство газет публикуется на русском языке, в том  числе парламентская правительственная газета;

  • в Узбекистане действуют Ташкентская епархия русской православной церкви, русский национальный культурный центр, российский центр науки и культуры, татарский общественный культурно-просветительский центр, башкирский общественно-культурный центр имени А.З.Валиди;

  • совместно с Россотрудничеством они вносят ощутимый вклад в укрепление сотрудничества между Узбекистаном и Россией;

  • в стране функционируют более 900 русских школ, где обучаются более 525 тысяч школьников;

  • в Узбекистане планируется открыть филиалы МГИМО МИД России и Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Всероссийского государственного института кинематографии, Московского энергетического института, Российского химико-технологического университета, что, несомненно, позитивно отразится на высшем образовании граждан Республики Узбекистан.

В ходе третьего заседания Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан были обсуждены проблемы и перспективы двустороннего взаимодействия, в частности, ход выполнения «дорожной карты», разработанной на втором заседании Комиссии,ход реализации уже достигнутых договоренностей на высоком и высшем уровне, тенденции и перспективы сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса, стратегические направления межрегионального взаимодействия Узбекистана и России, перспективы сотрудничества в сфере туризма, использование цифровых технологий в целях интенсификации сотрудничества, а также была сформирована новая «дорожная карта» межпарламентского сотрудничества.

Экономическое сотрудничество расширяется

В ходе встреч было подчеркнуто, что взаимодействие в экономической сфере является одним из приоритетных направлений в российско-узбекских двусторонних отношениях. Были высказаны конкретные предложения по улучшению экономического взаимодействия, в частности, российские крупные инвесторы выразили заинтересованность содействовать развитию сельскохозяйственной логистики в Узбекистане.

Однако используется не весь потенциал. Существует ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время. Например, по словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, для улучшения экономических связей и повышения эффективности необходимо разделение труда между Россией и Узбекистаном. «Нет смысла производить все в России, если эффективнее было бы перенести площадки производства в Узбекистан, где более подходящий климат».

Есть проблема и с логистикой. Так, в Узбекистане нет достаточного количества центров по подготовке и отправке продовольствия. При этом основные экономические потери случаются именно во время транспортировки и подготовки продукции к отправке. Улучшение логистики экономически выгодно. Оно приведет к сокращению общих расходов. Необходимо также достичь и более прозрачного ценообразования.

Кроме того, по мнению С.Лисовского, важно создать единый финансовый институт для расчетов в национальных валютах, чтобы переводы и платежи были безопасны и прозрачны, чтобы была создана возможность уйти от использования доллара. «Необходимо создать также и институт, возможно, совместно с финансовым институтом, для страхования взаимных инвестиций»,- особо акцентировал он.

В свою очередь, председатель Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономическим реформам Мухамет Джумагалдиев также подчеркнул, что торгово-экономический потенциал в двусторонних отношениях не исчерпан. «Важно предпринимать необходимые шаги по наращиванию взаимного товарооборота. Самый главный результат – долгосрочные партнерские отношения»,- отметил он.

По его словам, в ближайшей перспективе необходимо задействовать неиспользованные резервы, создать единую систему международных стандартов, а также наращивать совместные усилия по созданию высокотехнологичных производств. М.Джумагалдиев выдвинул предложение создать оптово-распределительные транспортные сети с привлечением крупных российских оптовиков. Он также акцентировал, что для ускорения фитосанитарного контроля узбекской молочной продукции, экспортируемой в Россию, видится целесообразным рассмотреть возможность подключения Узбекистана к системе "Аргус Фито". Кроме того, по его мнению, важным направлением двустороннего взаимодействия является и текстильная отрасль производства, которую необходимо развивать.

Новые реалии цифрового века

Говоря о роли цифровых технологий в двусторонних отношениях, необходимо отметить, что произошла «цифровизация» жизни в целом. Можно говорить о переходе к новой реальности, к которой важно приспосабливаться всем странам, а также перенимать опыт друг у друга. Так, член Комитета Совета Федерации по экономической политике Муса Чилиев отметил, что Агентством стратегических инициатив и российским экспертным советом в Узбекистане готовится выставка и презентации цифровых решений, технологических проектов, которые реализуются в России, например, сервис Яндекс.такси. Он уже действует и в Ташкенте.

Кроме того, по словам М.Чилиева, в Узбекистане может быть повторен российский опыт модели детских технопарков, а также по аналогии с российским проектом Дневник.ру в Республике Узбекистан будут внедрены электронные журналы и дневники школьников.

При этом была подчеркнута важность подготовки высокопрофессиональных кадров, которые будут реализовывать двусторонние проекты в цифровой сфере. По мнению М.Чилиева, необходимо внедрять программы, способствующие выработке цифровых навыков у всех граждан вне зависимости от возраста.

Он также отметил, что граждан необходимо научить избегать множества рисков, связанных с мошенничеством в цифровой среде. В связи с этим, им было выдвинуто предложение по формированию российско-узбекской рабочей группы по содействию массовому внедрению цифровых знаний и навыков. М.Чилиев также отметил, чтонеобходимо развивать сотрудничество между Россией и Узбекистаном в цифровой сфере и в рамках программ ЕАЭС.

Кроме того, по его мнению, информационные технологии помогут решить существующие проблемы, связанные с миграцией, так как ИКТ позволят повысить открытость, прозрачность, эффективность миграционных потоков, а также будут способствовать формированию единой глобальной базы данных, предотвращающей саму возможность осуществления нарушений. В этой связи он предложил разработать конкретное предложение для ФМС, в частности, создать единый цифровой документ нового образца, который будет содержать объективные и подробные данные о человеке.

Кроме того, он отметил, что цифровые технологии могут применяться и для ускорения транспортного сообщения между странами.

В свою очередь, председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Илхом Абдуллаев отметил, что российско-узбекское партнерство в сфере цифровых технологий имеет беспрецедентные возможности, потенциал, который необходимо развивать. Он предложил создать совместный российско-узбекский IT-парк, например, на территории Ташкента.

Кроме того, участники встречи договорились осуществлять парламентское содействие и контроль в правовом урегулировании вопросов гармонизации законодательств России и Узбекистана в сфере цифровых технологий.

Туризм и двусторонние отношения

Туризм играет значимую роль в двусторонних отношениях. Он способствует росту взаимопонимания между странами. В связи с этим сотрудничество в туристической сфере, как и в других областях, необходимо активнее развивать. Например, на сегодняшний день на регулярной основе уже проводятся встречи туроператоров двух стран. Однако еще не полностью задействован огромный потенциал двусторонних связей в данной области.

Обсуждая тему сотрудничества в сфере туризма, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Лебедева подчеркнула, что Россия и Узбекистан могли бы стать стратегическими партнерами, особенно в области паломничества. Она предложила создать российско-узбекскую ассоциацию для формирования и продвижения паломнических поездок, туров.

В свою очередь, председатель Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования и здравоохранения, член межпарламентской комиссии от узбекской части Зайниддин Низамходжаев отметил, что в Узбекистане существует упрощенный режим получения виз для туристов, непрерывно развивается туристическая инфраструктура.

«Отрадно сообщить, что 19-21 ноября в Ташкенте будут проводиться первые международные инвестиционные форумы в сфере туризма. Учитывая огромный опыт и репутацию России в сфере реализации крупных туристических проектов, Узбекистан рад пригласить представителей российских деловых кругов принять участие в форумах и ознакомиться с перспективными инвестиционными проектами в развитии гостиничной, торгово-развлекательной и других направлениях туриндустрии»,- подчеркнул он.

Кроме того, было отмечено, что 11-17 ноября 2018 года будут проведены межрегиональные форумы и встречи турфирм двух стран в Екатеринбурге, Уфе и Казани.

З.Низамходжаев предложил создать благоприятные условия взаимовыгодного сотрудничества, в частности:

  • реализовать совместные крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты в сфере туризма;

  • увеличить количество авиарейсов между городами и регионами двух стран;

  • совместно развивать отдельные виды туризма, в частности, паломничество;

  • обмениваться опытом в подготовке кадров и управленцев туриндустрии России и Узбекистана.

Он выдвинул предложение в 2019 году провести первый российско-узбекский межрегиональный туристический форум, который послужит отправной точкой для развития сотрудничества в данной сфере.

Многообещающие итоги встречи

Двусторонние отношения непрерывно развиваются, о чем свидетельствуют итоги состоявшихся встреч 6 ноября. Так, стороны сошлись во мнении, что в сферах торговли, инвестиций, туризма, сельского хозяйства, информационно-коммуникационных технологий, пищевой промышленности, транспорта все еще имеется нереализованный потенциал. При этом необходимо строить взаимовыгодные отношения, укреплять доверительный и открытый диалог.

Стороны договорились активно использовать парламентский ресурс для реализации договоренностей, достигнутых в ходе Ташкентского саммита глав государств, для дальнейшего углубления межрегионального взаимодействия, а также для ускорения ратификации двусторонних договоров и соглашений.

По окончании встреч профильным комитетам Совета Федерации и Сената Олий Мажлиса было также поручено содействовать обмену информацией и проведению консультаций между туристическими операторами и агентами по вопросам укрепления взаимодействия в сфере туризма.

Кроме того, подписанное обновленное Соглашение о сотрудничество между Советом Федерации и Сенатом создает правовую базу для реализации всего комплекса задач по дальнейшему расширению межпарламентских контактов. «Обновленное Соглашение о сотрудничестве позволит продолжить последовательные контакты между парламентами двух стран. Оно будет содействовать дальнейшему укреплению взаимодействия и взаимопонимания между законодательными ветвями власти России и Узбекистана»,- подчеркнул Председатель верхней палаты парламента Узбекистана.

Для продолжения и укрепления межпарламентского сотрудничества Н.Юлдашев пригласил В.Матвиенко посетить Узбекистан с официальным визитом. Несомненно, совместная работа принесет в дальнейшем взаимовыгодные результаты.