ГЛАВНАЯ > Рецензии

Истоки российско-казахстанских отношений

17:15 02.11.2018 • Инна Яникеева, аспирант МГИМО МИД России

Фото автора

Отношения Российской Федерации с Республикой Казахстан имеют долгую историю. Они всегда были и остаются дружественными, развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства. 1 ноября 2018 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с председателем правительства России Дмитрием Медведевым подчеркнул, чтороссийско-казахстанские отношения являются образцовыми, необходимо их сохранять.

Интенсивные контакты русских и казахов начались еще до подписания первых договоров о вхождении казахских территорий в состав России в XVIII веке. Одним из авторов, который проанализировал различные аспекты пребывания Казахстана в составе Российской империи, стал казахстанский историк и политолог, кандидат исторических наук, директор института азиатских исследований в Алматы Султан Акимбеков. На презентации, которая состоялась в Москве, в библиотеке им. Ф.М. Достоевского, он представил свою новую книгу «Казахстан в Российской империи», посвященную российско-казахским отношениям в период с начала XVIII века до революции 1917 года.

Эпоха, о которой идёт речь в труде исследователя, имеет большое значение для обеих стран. В частности, имперский период оказал решающее воздействие на процесс государственного строительства в Казахстане. В истории двусторонних отношений русского и казахского народов существует много мифов, сложных моментов, нюансов. В своем труде С.Акимбеков стремится ответить на сложные вопросы и вывести закономерности развития степных земель в составе Российской империи.

Было ли присоединение неизбежным? По мнению С.Акимбекова, все общественные процессы того времени вели к вхождению Казахстана в состав Российской империи. Обе стороны осознавали взаимовыгодность установления более тесных связей. Инкорпорация казахских земель началась в 1730-х годах, причем со стороны кочевых племен воспринималась как процесс во многом условный, не предполагавший унификации государственного управления на этих территориях.

С.Акимбеков особо подчеркнул, что неверно говорить о своего рода виктимизации казахов, воспринимать местные племена как бессловесную жертву имперской администрации. Более того, вхождение в состав Российской империи позволяло местным ханам решить стоявшие перед ними острые проблемы. Главным вопросом, стоявшим перед ними, был поиск новых ресурсов и источников развития, поскольку прежний кочевой уклад не соответствовал новым задачам.

«Казахское ханство в то время переживало период раздробленности. Сказалось и падение значения Великого шелкового пути. Резко упало экономическое значение Средней Азии для Европы. Регион стал периферией мирового экономического развития. В этих условиях каждому племени Казахстана стало выгоднее войти в состав России»,- отметил С.Акимбеков.

Экономическое отставание Средней Азии усугублялось войнами с Джунгарским ханством[i] и упадком трансконтинентальной торговли. Среднеазиатский регион оказался в запустении. Главными задачами местных правителей стало получение доступа к российским рынкам, а также определенных ресурсов для осуществления политической власти в борьбе с конкурентами. В анализируемый период племена Казахстана начали активно использовать российский рынок для сбыта ремесленно-земледельческой продукции.

При этом нельзя говорить и о том, что интеграция произошла исключительно из-за российских военных походов. В то время в России стала популярной идея выхода за пределы прежних границ Великой степи и освоения земель, входивших некогда в состав Золотой Орды. Официальный Петербург принимал решения о вхождении в состав страны новых территорий для решения тактических вопросов. К тому же, проведение такой политики не требовало серьезных затрат.

В тот момент, когда произошла «встреча» Казахского ханства и Российской империи, обе стороны переживали глубокий процесс изменений. С.Акимбеков отметил, что петровские реформы поменяли структуру государственности, сделали государство сильным, способным присоединить степные районы Южной Сибири и Средней Азии.

В чем же заключался интерес Российской империи к территории Казахстана? По словам историка, России трудно было конкурировать с европейскими товарами. В XIX веке ситуация усугубилась. В связи с этим, рынки, в том числе среднеазиатские, куда можно было поставить неконкурентоспособную в сравнении с западными товарами российскую продукцию, приобретали особое значение. При этом, по мнению С.Акимбекова, обеспечение безопасного транзита российских грузов стало важным экономическим фактором и для развития казахских племен.

Была ли политика России колониальной? Казахстанский историк отметил, что с точки зрения условий XVIII-XIX веков инкорпорация не была завоеванием. Казахи не платили ясак, а лишь символически признавали подданство «белого царя». Кроме того, по словам С.Акимбекова, вплоть до 1917 года контроль над Средней Азией приносил России только убытки. Каждый год они увеличивались. Для государства это становилось все более тяжелой ношей. Если бы присоединение территорий носило колониальный характер, подобных экономических проблем не существовало бы.

Кроме того, он подчеркнул, что в тот период времени Российская империя не обладала ресурсами, чтобы принудить казахскую сторону к выполнению каких-либо договоренностей.

Необходимые средства для внешнеполитического воздействия появились позже, когда Россия стала поддерживать контакты со всеми субъектами казахской политики: отдельными племенами, ханами, султанами, что привело к усилению конкуренции между ними за взаимоотношения с Российской империей. Это представляло собой одну из причин того, что официальный Петербург получил возможность влиять на внутристепную политику казахов.

В то же время в Южной Сибири и Средней Азии начали активно строиться крепости. При этом в связи с нежеланием русского населения осваивать казахские земли, местные российские власти начали зазывать за линии крепостей племена казахов. Они становились подданными Российской империи. За короткое время значительная часть этих территорий снова была заселена казахами. Более того, по словам историка, они стали лояльнее к российской власти.

Следующий этап перемен в двусторонних отношениях начался со времен назначения Михаила Сперанского генерал-губернатором Сибири. В 1820-е годы он получил задание провести ревизию региона, в том числе казахских степей. «До 1860-х годов казахские степи шли по графе «внешняя торговля. В середине XIX века начались первые разговоры о том, что взаимодействие со степью может перейти на уровень Министерства внутренних дел. Однако в корне ситуация изменилась только после того, как Российская империя осуществила завоевание Средней Азии, присоединив местные ханства и эмираты. Начались социально-политические, экономические преобразования казахских территорий»,- отметил С.Акимбеков.

По мнению историка, важно отметить, что эффективность внешнего управления присоединяемых территорий была низкая, сохранялась чрезмерная централизация. Кроме того, Российская империя объявила всю землю государственной. После отмены крепостного права в центральных регионах России начался земельный голод. В связи с этим русскими переселенцами стали осуществляться попытки освоения незанятых казахских степей, которые являлись только «условными миллионами гектар». «Значительную часть земли занимали пустыни, солончаки, которые непригодны для сельскохозяйственного освоения»,- отметил историк. Начался процесс активного переселения, который с 1890-х годов приобрел взрывной характер. С.Акимбеков подчеркнул, что в это время изъятие земель для крестьянства стало охватывать не только кочевые территории, но уже и освоенные, оседлые, используемые для получения дохода местными жителями. Среди казахов усиливалось недовольство. «В тот момент просьбы о решении этой проблемы остались без должного внимания со стороны российской власти»,- особо акцентировал политолог.

Недооценка настроения местного населения привела к трагическим событиям - восстанию 1916 года в Туркестане и Степном крае. По словам историка, оно представляло собой реакцию местного населения на слухи, что Российская империя проигрывает Первую мировую войну. Свою роль играли и проосманские настроения части населения, подогревавшиеся известиями о том, что турки якобы уже воюют на территории Кавказа. Кроме того, С.Акимбеков отметил, что 25 июня 1916 года был обнародован императорский указ о мобилизации мужского местного населения от 19 до 49 лет на тыловые работы. Все эти факторы привели к социальному взрыву.

В свою очередь, восстание вызвало серьезные межнациональные столкновения. «Власти начали применять репрессивные меры, опираясь на помощь российских поселенцев. Многие районы были «очищены» от местного казахского населения»,- подчеркнул политолог.

Несомненно, взаимоотношения русских и казахов в имперский период были неоднозначными, но в любом случае, имели большое значение для истории обеих стран. Период вхождения Казахстана в состав России привел к появлению либеральной казахской интеллигенции, к частичному переходу кочевников на оседлый образ жизни, в определенной степени к социальной и экономической модернизации. Однако в регионе не были созданы дееспособные институты, что оказало определенное влияние на современное состояние страны. «В настоящее время Казахстан пытается проводить собственные политические реформы. Наша страна балансирует на грани бюрократического централизованного государства, что на самом деле является следствием общей истории с Россией»,- заключил С.Акимбеков.

Затрагивая современное состояние двусторонних отношений России и Казахстана, автор книги отметил, что период нахождения казахов в составе Российской империи оказал непосредственное воздействие на современность. «Два государства обладают общей историей, общим культурным пространством, что, безусловно, влияет на современные двусторонние отношения»,- подчеркнул С.Акимбеков. Он отметил, что в обеих странах очень бережно относятся к страницам совместной истории. В тоже время наблюдается дефицит качественных исследований, которые смогли бы объяснить с объективной точки зрения те или иные процессы, происходившие в двусторонних отношениях, не закрывая глаза на сложные вопросы.

Историк обратил особое внимание, что в современных казахских учебниках период нахождения страны в составе Российской империи находится на далекой периферии. «Как считается, этот период менее интересен современному казахскому обществу, в связи с этим он преподается исключительно через сухое перечисление фактов. В основном обсуждается вопрос: насколько присоединение к России было добровольным»,- отметил С.Акимбеков.

В ходе освещения современного состояния российско-казахстанских отношений, политолог затронул тему развития ЕАЭС. По его словам, исполнение подписанных соглашений осуществляется недостаточно эффективно. В свою очередь, это снижает дееспособность Союза. Необходимо осознавать, что пробуксовка интеграционных процессов открывает дорогу для утверждения в Евразии конкурирующих проектов, что, в свою очередь, негативно скажется на перспективах экономического и политического российско-казахстанского взаимодействия. В свою очередь, углубленная кооперация способна решить многие проблемы в двусторонних отношениях наших стран.



[i] Казахо-джунгарские войны — военные столкновения между Казахскими жузами и Джунгарским ханством в XVII-сер.XVIII вв. Джунгары стремились увеличить свои территории. Джунгария была уничтожена и перестала существовать в результате войн и разгромов внутри Джунгарского ханства, нескольких войн с казахами и маньчжурской империей Цин.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати