Спустя четыре года после начала кризиса на Украине, отношения между Россией и ЕС претерпели серьезные изменения. Противостояние и санкции стали в последние годы языком общения между Россией и Европой. Состояние политического, экономического и общественного диалогов между государствами, которые до этого были достаточно тесными, стало нестабильным. Все это происходит в контексте стремительно меняющегося мирового порядка. Нарастающий вооруженный конфликт на Ближнем Востоке и в других регионах, транснациональный терроризм, ухудшение состояния окружающей среды и изменение климата, рост нерегулируемой миграции и числа вынужденных переселенцев, — с этими проблемами сталкиваются и Россия, и ЕС, но они не могут совместно противостоять им из-за ослабления взаимного доверия.
Анализом этой проблемы сейчас занимаются множество политиков и экспертов. В октябре EUREN (Экспертная сеть ЕС-Россия по вопросам внешней политики) опубликовала промежуточный Доклад на тему выборочного сотрудничества ЕС и России. Авторы и соавторы Доклада прокомментировали его основные пункты в формате круглого стола, прошедшего 22 октября на площадке Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня».
Иван Тимофеев, программный директор РСМД, пояснил в начале обсуждения, что: «Термин «выборочное сотрудничество» появился с подачи ЕС. Это сотрудничество по линии гражданского общества по важным международным проблемам. То есть это те вопросы, которые волнуют и интересуют как Россию, так и ЕС, в которых можно прийти к устойчивому консенсусу, минимизировав риски для обеих сторон. Я говорю о гуманитарных проблемах, проблемах разоружения и защиты окружающей среды, проблемах миграции. Также и частные проблемы, касающиеся иранской ядерной программы, ситуации на энергетическом рынке, энергобезопасность Евопы и так далее».
Напомним, что в 2016 году Экспертная сеть по вопросам внешней политики Россия-ЕС начала свою деятельность, чтобы совместно проанализировать вопросы, актуальные как для ЕС, так и для России. Задача экспертов — подвергнуть критическому осмыслению правомерность позиций обеих сторон. Важно отметить, что это не группа единомышленников с единой точкой зрения на обсуждаемые в ходе встреч вопросы. Напротив, в дебатах между участниками отражаются многие базовые разногласия между Россией и ЕС.
По этому поводу спикер из Берлина, Сабине Фишер, руководитель отдела Восточной Европы и Евразии Фонда науки и политики (SWP) добавила, что: «ЕС и Россия по-разному смотрят на мир. Их взгляды постепенно расходились в течение почти двух десятилетий. Кризис 2014 года показал, насколько глубока возникшая между ними пропасть, кардинально меняющая характер их отношений. Разумеется, внутри как ЕС, так и России существуют разные точки зрения на события в мире. Обсуждение вопросов внешней политики выявляет широкий спектр различных позиций с обеих сторон». С этой точкой зрения согласилась и Кадри Лиик, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям. В частности она отметила, что: «Мы не осознавали различия между Европой и Россией до 2014 года. У граждан объединенной Европы есть свой взгляд на ситуацию в России, который не во всем соответствует действительности. Например, расхожее мнение на Западе о том, что Москва управляет всей Россией, поэтому в России нет дебатов и справедливого обсуждения насущных проблем. В свою очередь, в России люди и должностные лица считают, что 20 европейских стран действуют исключительно по указке из Вашингтона и не имеют собственной позиции по международной повестке. Но ведь и это тоже не так. Мы должны слушать друг друга и пытаться понять взгляды друг друга на одни и те же проблемы».
По мнению авторов Доклада Россия считает современный либеральный международный порядок неустойчивой системой, охваченной тяжелым кризисом. По мнению государственных чиновников и экспертов, западный лагерь во главе с США теряет свои позиции. В российских официальных документах продвигается идея многополярного и полицентричного мира, в котором все государства равны перед Уставом ООН. Принцип равенства великих держав особенно важен для России. Это разумная стратегия для страны, являющейся постоянным членом СБ ООН и имеющей относительно меньшие ресурсы и возможности, чем другие ведущие мировые державы. С точки зрения России, ЕС не относится к числу крупнейших военных образований, а движется в фарватере внешней политики США. Чиновники и эксперты из ЕС признают, что существующий глобальный и европейский порядок все чаще оспаривается, в том числе и Россией, решительно проводящей свою линию. Однако ЕС по-прежнему убежден, что либеральный мировой порядок, в отличие от порядка, основанного на соперничестве великих держав — самая эффективная модель глобального управления.
Александр Аксененок, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, вице-президент РСМД подчеркнул, что: «Для России главный компонент международной политики — безопасность. Суверенитет — абсолютная ценность для всех государств. Эта концепция подразумевает свободное принятие решений, реальную независимость от других держав и защиту от внешнего влияния на внутреннюю политику. Безопасность и суверенитет тесно связаны. Информационные, гибридные или идеологические войны также воспринимаются как главная угроза, стоящая перед Россией».
С. Фишер отметила: «ЕС обязуется более активно подходить к вопросу безопасности и справиться с угрозами как обычных военных конфликтов, так и гибридных войн. Однако большее внимание к данным темам не означает, что ЕС отказывается от своих фундаментальных ценностей и во внутренней политике, и в отношениях с третьими странами, что само по себе является вкладом в обеспечение мира и стабильности. ЕС осуждает использование силы в качестве средства разрешения международных споров».
С точки зрения большинства российских экспертов кризис 2014 года и последовавшее за ним ухудшение отношений стали результатом накопившихся за долгие годы деструктивных факторов в отношениях между Россией и Западом. К их числу относятся: расширение НАТО, снижение роли ОБСЕ, бомбардировки Югославии в 1990-е годы, прецедент Косово, пренебрежение со стороны Запада к опасениям России относительно её безопасности, вмешательство Запада во внутренние дела стран на постсоветском пространстве, включая поддержку так называемых «цветных революций», и враждебность к международным институтам, создаваемым под руководством России. Официальные лица Европейского Союза, в свою очередь, считают политику России главной причиной текущего кризиса европейской безопасности. Они отвергают притязания России на сферу «особых интересов» на постсоветском пространстве. С точки зрения ЕС, концепция сфер влияния устарела и стала контрпродуктивной, так как она подрывает право суверенных государств на свободу выбора.
Россия и ЕС находятся в плену взаимных обвинений во вмешательстве во внутренние дела друг друга. В концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в ноябре 2016 года, говорилось: «Накопившиеся в течение последней четверти века системные проблемы в Евро-Атлантическом регионе, выразившиеся в осуществляемой Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Европейским союзом (ЕС) геополитической экспансии при нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада». В марте 2016 года Европейская служба внешних связей представила пять основополагающих принципов политики ЕС в отношении России. Они включают в себя призыв к полному выполнению Минских соглашений, укрепление отношений с восточными партнерами ЕС и другими соседними странами, разработку дополнительных мер защиты ЕС от угроз со стороны России, в том числе и гибридных угроз, необходимость выборочного сотрудничества с Россией и готовность Евросоюза оказать поддержку гражданскому обществу России и развивать прямые контакты между людьми. В том же году в Глобальной стратегии ЕС отношения с Россией были названы «главным стратегическим вызовом», поскольку «нарушение Россией международного права и дестабилизация ситуации в Украине на фоне затяжных конфликтов в черноморском регионе, по сути, несут угрозу европейской безопасности».
Другими словами, сохранение рабочих связей, не говоря уже о партнерстве, больше не было стратегической целью ни для России, ни для ЕС. Они воспринимали друг друга как угрозу и помеху к достижению той европейской безопасности, которая представлялась им предпочтительной. По мнению К. Фишер: «ЕС и Россия действуют, исходя из принципиально различного понимания природы и перспектив европейского порядка». Обе стороны настаивают, что их действия являются просто реакцией на действия другой стороны и что ответственность за кризис несет исключительно другая сторона. Ни ЕС, ни Россия в настоящий момент не хотят и не могут сформулировать позитивную повестку развития отношений.
Однако, по мнению И. Тимофеева, выборочное сотрудничество могло бы способствовать достижению «определенного уровня взаимовыгодного взаимодействия, позволило бы избежать полномасштабной конфронтации и игры с нулевым результатом» (пессимистическая перспектива). Оно также могло бы способствовать созданию «банка данных об ощутимых успехах в развитии отношений» между ЕС и Россией (оптимистическая перспектива).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs