В преддверии VI Всемирного конгресса российских соотечественников, журнал «Международная жизнь» публикует серию материалов, авторами которых являются члены Всемирного координационного совета российских соотечественников, руководители региональных и страновых объединений российской диаспоры, представители зарубежных русскоязычных СМИ.
Ещё один цикл работы Всемирного координационного совета российских соотечественников (ВКС) позади. В этот короткий, в исторических масштабах, период времени уместился целый ряд, повлиявших на Русский мир, событий, которые сменяли друг друга с такой скоростью, что порой не хватало ни времени, ни сил осмыслить происходящее.
Турбулентность, начавшаяся с событий на Украине, только усилилась и, очевидно, будет только нарастать. Санкции сменились попытками, чуть ли не расчеловечить Россию и русских, а нынешние западные охотники на ведьм, кажется, готовы переплюнуть своих предшественников эпохи маккартизма. Шпиономания и антироссийская истерия снова на первых полосах газет.
Правила игры оказались для всех разные – то, что позволительно одним, непозволительно другим. Из громкого – якобы «вмешательство» в американские выборы. Из того, что не попало в СМИ – блокировки facebook-аккаунтов наших соотечественников, а за симпатию к России можно, если не стать объектом травли, то запросто попасть в «токсичные» списки на Западе.
В такой новой реальности и предстоит жить и работать. От членов ВКС, а также всех кто занимается делами соотечественников за рубежом, включая КСОРС в странах проживания, потребуются продуманные, эффективные, творческие и, самое главное, прагматические подходы.
Прагматичность вместо иллюзий
Прагматичность подразумевает отказ от иллюзий. Например, от иллюзий о единении Русского мира зарубежья по формуле «всех со всеми», силами тех же КСОРС. Пережившее недавно украинские события русское зарубежье противоречивое, сложное и иногда просто враждебное самой России. С этим столкнулись не только мы в Австралии, но и коллеги на Западе.
В 2014-2015 годах, когда антироссийская истерия зашкаливала, больше всего неприятностей мы получили не от простых австралийцев, которые, кстати, писали нам письма поддержки, местных журналистов или властей, а от некоторых своих же соотечественников, которые буквально бились в конвульсиях при виде любой нашей поддержки России.
При этом, часть из них рвалась в местный КСОРС с желанием выдавить оттуда всех, кто симпатизирует России, а часть истерила, что русские вообще не должны иметь какой-либо пророссийской организации.
Уже не стоит говорить о том, а коллеги из других стран Запада и не дадут соврать, какое количество «Остапов Бендеров» пытается крутиться около КСОРС. Так вот, дабы сохранить КСОРСы в здоровом виде и иметь возможность эффективно работать, никакой лояльности к подобной публике быть не должно. Все, кто будет заниматься вопросами русского зарубежья следующие три года, должны тщательнее проверять «who is who». Иначе результат может быть печальный.
Новые реалии - новая стратегия
В новом цикле будет нужна стратегия, которая позволит не только адекватно реагировать на вызовы, но и формировать повестку. Это потребует совместной работы специалистов по странам, социологов и маркетологов, политиков и дипломатов, представителей КСОРСов, которые работают, что называется, в «полевых» условиях. Это подразумевает, что должны будут учтены, например, различные социальные, возрастные и исторические особенности регионов. Ведь в Индии одни представления о России, в Британии – другие, на Ближнем Востоке – третьи. С этой точки зрения переход Австралии в одну региональную группу с США и Канадой в рамках ВКС логичный шаг. Эти страны культурно и политически схожи, также как и по составу нашей эмиграции.
В рамках новой стратегии стоит уделять внимание не только русскому языку за рубежом как средству коммуникации, но и тому, какой посыл делает Русский мир сегодня. Не секрет, что та же американская машина «мягкой силы» делает акцент не на английском языке как таковом, а формировании нужного мнения – «думай как я».
Спрос на Россию выше предложения
Отдельно стоит остановиться на вопросах работы с молодёжью, которые регулярно включались в повестки и документы конференций соотечественников. Если с небольшой прослойкой талантливой и активной молодёжи, которая сама проявляет интерес к России, работа ведётся, то с широкой аудиторией еще только предстоит найти общий язык.
Например, сегодня миллионы западных центенниалов знакомятся с Россией через клипы Little Big и работы Рубчинского, которые смогли заинтересовать аудиторию, имеющую естественный, в силу возраста, запрос на протест и некую безбашенность. В результате кириллица – модное явление среди подростков Запада, как когда-то были иероглифы. Можно спорить о продукте Рубчинского и группы из Санкт-Петербурга, но важно изучать подобные опыты коммуникации с современными подростками, которые, например, не удерживают внимание на одном предмете дольше восьми секунд, а общаются вообще больше стикерами и смайликами, чем текстом.
Интерес к России есть как у подростков, так и у старших поколений. Тому пример миллионы туристов, приехавших на Чемпионат мира по футболу в Россию, проигнорировавшие антироссийскую пропаганду. Кстати, больше всего иностранцев прибыло из США.
Поэтому, поддерживая и развивая традиционную русскую культуру, всем известную и, возможно, даже стереотипную (калинко-балалаешную), важно обратить внимание и на экспорт современной русской культурой, ориентируясь на массового потребителя.
Сегодня Россия привлекает ту аудиторию, которая не принимает нынешнюю западную модель развития. Это касается и части населения Запада, и остального мира. Например, по словам Маргариты Симоньян, ресурсы RT крайне популярны по всему миру от Ближнего Востока до Франции и Великобритании. Кажется, что чем больше западный истеблишмент устраивает истерик вокруг RT, тем популярнее RT становятся. Но, принимая во внимание, какое давление оказывается на RT, русскоязычные СМИ зарубежья имеют большой потенциал, если начнут активнее работать на местных языках.
Интерес к России - это потенциал, с которым стоит работать организациям российских соотечественников, в частности, КСОРС. Например, в 2015 году мы пригласили другие этнические комьюнити на празднование Дня Победы в Сиднее и получили множество положительных откликов. Вообще, стоит развивать событийную дипломатию, когда люди объединяются вокруг общих интересов (история, спорт, бизнес).
Как недавно Владимир Путин говорил о «развороте на Восток», так и сегодня нашим соотечественникам нужно развернуться к местному населению.
Учиться эффективности и думать о безопасности
Вступая в новый цикл, важно не только проанализировать работу в прошлом, но и стараться не изобретать велосипед - изучать лучшие примеры эффективной и прагматической работы. В том числе принципы работы западных НКО с их системами грантов для СМИ, тренингами и требованиям практических результатов.
Это сложная, масштабная работа, которая потребует коллективных усилий, но другого пути добиться результата сегодня нет.
Ну и не последний момент - в нынешних условиях нарастающей антироссийской истерии и шпиономании не стоит забывать и о вопросах безопасности и правовой поддержки соотечественников.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs