Еще не переступил украинских границ Томос на автокефалию от Вселенской Патриархии, а гневный рык киевской власти (вроде как отделенной Конституцией от церкви!) уже прозвучал.
25 сентября состоялось заседание Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Естественно, что самыми первыми Журналами Синода стали Журналы, выражающие позицию УПЦ на прибытие Константинопольских «экзархов» на каноническую территорию суверенной Церкви.
УПЦ, под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия «… ПОСТАНОВИЛИ:
-
Выразить беспокойство назначением Константинопольским Патриархатом «экзархов» в Киев и считать это назначение грубым вмешательством во внутренние дела Украинской Православной Церкви и нарушением ее канонической территории.
-
Призвать Патриарха Константинопольского Варфоломея I прекратить вмешательство во внутренние дела Украинской Православной Церкви и не нарушать ее канонической территории.
-
Считать деятельность «экзархов» Константинопольского Патриархата антиканоническими и нарушающими межконфессиональный мир в Украине.
-
«Экзархи» Константинопольского Патриархата архиепископ Памфилийский Даниил и епископ Эдмонтонский Илларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви.
-
Епископату Украинской Православной Церкви приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата...»
Министерство культуры Украины тут же выступило с официальным заявлением[1] на это решение Синода. В тексте заявления отмечается: "Министерство культуры Украины… с удивлением и категорическим неприятием относится к отдельным постановлениям, которые были приняты на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви (в единстве с Московским Патриархатом), которое состоялось 25 сентября 2018 года…
… Ни украинское законодательство, ни традиции межцерковных отношений в Украине не предусматривают права органов одной Церкви диктовать свою волю другой Церкви или ее представителям. Министерство культуры Украины обращает внимание членов Синода Украинской Православной Церкви, которые находится в единстве с Московским Патриархатом, на недопустимость попыток препятствования деятельности представителей других Церквей, и в частности экзарха Вселенского Патриархата, в рамках правового поля Украины….».
Прежде всего, обращает на себя внимание вмешательство министерства культуры, как «органа государственной власти». В одной из наших публикаций[2], нами было уже отмечено, что государственная власть Украины уже не первый год пытается поставить на рельсы государственного служения религиозную составляющую страны. Категорически недопустимое в практике цивилизованных стран вмешательство правительственных структур в вопросы межрелигиозных отношений организаций и общин, не нарушающих действующее законодательство и юридически аккредитованных в стране, в Украине игнорируется напрочь! Так что все выглядит ровно наоборот. Что называется, с больной головы – на здоровую! Это не РПЦ МП вмешивается, защищая свое каноническое право, а Киев пытается руководить тем, на что конституционных прав не имеет.
Помимо этого заявление Министерства культуры невольно вызывает много других вопросов.
Например: далеко не безоблачная жизнь различных религиозных конфессий на Украине, (в частности, именующих и позиционирующих себя как «православные»), как то: УПЦ КП, УАПЦ, РПЦЗ и пр., до недавнего времени не вызывала у минкульта столь резкой реакции и столь активного вмешательства в их междоусобные трения. Для примера достаточно вспомнить скандал 2012 года между УАПЦ и УПЦ КП[3]. Однако, взаимоотношения между УПЦ МП и Вселенским Патриархатом вызывают, странным образом, особое внимание!
На каком основании и исходя из каких критериев минкульт трактует внутренние и вполне корректные документы заседания Синода как неприемлемые? Не говоря уж о грубом вмешательстве во внутренние вопросы Церкви, может нами было пропущено какое-то судебное решение? Или может быть Конституционный Суд Украины высказал свое мнение по этому вопросу?
Совсем недавно, в одной из наших публикаций[4] мы уже писали о сомнительных тенденциях новой политики Петра Порошенко, напоминающих собой не проявление демократии, а оскал самой что ни на есть жесточайшей диктатуры. Только в её интерпретации в сухих и каноничных документах заседания Синода можно увидеть «язык ненависти и вражды».
В создавшейся ситуации именно киевская власть с ее агрессивной и нетолерантной политикой - вот, кто не имеет права диктовать свою волю в открытом обществе. Если оно пока еще открыто – это общество.
А ведь Томос еще не дали…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] http://mincult.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=245417084&cat_id=244913751
[2] https://interaffairs.ru/news/show/20439
[3] http://simvol-veri.ru/xp/dialog-upc-kp-i-uapc-ob-obedinenii-zavershilsya-skandalom.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs