На параде в честь празднования Дня Независимости в Киеве президент Украины Петр Порошенко выступил с речью[1]. И начал он её с цитаты из марша «Новой украинской армии» – гимна сотрудничавших с гитлеровцами ОУН-УПА, утвержденного в 1932 году: «Мы родились в большое время из пожаров войны и пламени огней. Питала нас боль за судьбу Украины, взрастив наш гнев и ярость на врагов», – с претензией на пение протяжно произнес Порошенко.
К сожалению, именно непрекращающейся борьбой с мнимыми врагами знаменуется период президентской каденции господина Порошенко. Причем с «врагами внутренними», каковыми вот уже четыре года для него являются мирные жители Донбасса.
23 августа, в Днепре[2] на мероприятиях по случаю Дня украинского флага Президент Украины Петр Порошенко даже извинился за обещания быстро закончить военную операцию на Донбассе, данные в 2014 году. "Искренне извиняюсь, что подал надежду, которая не сбылась. Жаль, что дал обещание, которое не оправдалось. Прошу за это прощения. Это для меня серьезный урок осторожного и ответственного отношения к своим словам и обещаниям", - заявил украинский президент[3].
Судя по всему, питать надеждами и «великим историческим прошлым» головы своих сограждан – Киеву крайне необходимо, иначе начинающие приходить в сознание «сознательные украинцы», могут обратить гуляющее по всей стране оружие на истинных виновников неурядиц державы и свое обнищание.
При этом число врагов Украины растет, их число полгода назад пополнилось Православной Церковью. На идеологические просторы Украины был выпущен джин под названием «необходимость иметь Томос на автокефалию». Именно этой цели был посвящен четвертый пункт в списке первоочередных задач, стоящих перед страной и ее народом, озвученных президентом в своем выступлении на параде.
Призыв «разрубить последний узел» и покончить с существованием на своей территории единственно канонической церкви УПЦ МП прозвучал из уст президента. «Мы преисполнены решимости покончить с неестественным и неканоническим пребыванием значительной части нашего православного сообщества в зависимости от российской церкви», — сказал Порошенко. Помимо абсурдности о «неканоничности», он также заявил, что эта церковь «…освящает гибридную войну России против Украины[4]». И эти слова прозвучали, несмотря на очевидные факты того, что УПЦ МП является единственно неполитизированной и миротворческой силой на Украине с самых первых дней начала междоусобного конфликта прилагает все усилия к его мирному разрешению. В отличие, кстати, от находящейся в президентском фаворе УПЦ КП, полностью превратившейся из раскольнической секты в политизированную часть украинской реальности.
Свидетельством тому являются не только «крестные ходы» УПЦ КП, по виду более напоминающие политические манифестации времён гореизвестной Директории, но и сами члены филаретовского расколообразования. Весьма показательной в этом плане является недавнее интервью с бывшим «священником» УПЦ КП, опубликованное в интернет-издании "ВЕСТИ"[5].
Бывший «священник» Игорь исповедуется в интервью журналисту Петру Пуляеву, как человек, изнутри знающий Киевский Патриархат, ставший идеологическим орудием в руках украинских политиков.
«…Я начал задумываться, почему православные московского патриархата нам “не братья, а предатели”. И чем больше я становился православным христианином, тем глубже было ощущение трагичности разделения... Кстати, на вопрос о “признании” Киевского Патриархата все наши священники научены отвечать так – в разделении виноваты “москали”, так как они не захотели остаться со своим народом. Кроме этого, священники цитируют: …пока сами себя не признаете, никто вас не признает».[6] "…. вопрос с томосом явно политизирован. Уверен, что патриоты сами усугубили положение дел в УПЦ, когда ушли в Киевский патриархат. Надо было оставаться в УПЦ и влиять на ее политику изнутри."– рассказывает человек, 8 лет «служивший» у Филарета.
Политизирован не только вопрос с Томосом. Самое болезненное то, что саму Церковь втягивают в политические игры. А раскольническую УПЦ КП и втягивать не нужно, она и так с первых дней своего существования - в политике. С той лишь разницей, что если раньше ее представители хоть по видимости были «церковью», то с возглашением курса на получение автокефалии, Киевский Патриархат и церковные организации типа УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь) и УГКЦ (Украинская грекокатолическая церковь), в целом, все более становятся «Департаментом по оказанию религиозных услуг» при Аппарате президента. И здесь возникает еще один естественный вопрос: а почему президент (светская власть), а не глава УПЦ КП пытается «добыть» Томос?
И еще вопросы. К примеру, Римско-католическую церковь, имеющую своим административным центром Рим, а свои епархии и диоцезы более чем в двухстах государствах, никто не обвиняет в имперских амбициях и покушении на независимость этих стран. Да и сам Московский Патриархат – ни Япония, ни США, ни страны Балтии и другие государства не обвиняют в ведении «гибридной войны» и покушении на их независимость только потому, что в них есть его епископат, духовенство и прихожане.
Неприемлемость ситуации, в которой в основу государственности ставится национализм, неадекватность положения, при котором «свои» религиозные структуры заставляют исполнять роль по идеологическому оправданию этого национализма, а Церковь (УПЦ МП), дистанцирующуюся от политики, объявляют «врагом нации», не могут не вызывать вопросов у ОБСЕ, демократических государств и их правительств. И если сейчас закрыть глаза на попытки, со стороны власти, силового решения религиозной ситуации на Украине (уничтожения УПЦ МП), то в скором времени в дополнение к внутреннему конфликту на юго-востоке может добавиться еще один. А новый вопрос будет звучать так: а что теперь делать с внутренним религиозным конфликтом все в этой же стране? А этот конфликт может оказаться уже не региональным.
[2] Бывший Днепропетровск
[4] Вопиющая лживость и нелепость подобного утверждения очевидна всякому, кто хоть раз бывал на православном богослужении, где возносятся молитвы «…о властях и воинстве» своего государства. И уж тем более возмутительно слышать это от человека, много лет являвшегося активным прихожанином УПЦ МП и имеющий в своем особняке собственный храм, где ранее еженедельно совершал богослужения священник Ионинского монастыря!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs