В настоящее время, в той или иной мере, не утихает тема «автокефалии на Украине». Особенно острый характер она приняла в последнее время, в связи с назначением Вселенским Патриархом двух экзархов на Украину. Кстати, уже прибывшим, по слухам[1], в Киев.
Мы уже писали[2] о том, что с недавних пор церковные вопросы на Украине начали относиться к сфере государственного интереса и влияния, по сути дела, превратившись в область государственной политики. Неоднократные предупреждения Патриарха Московского Кирилла, Блаженнейшего Митрополита Киевского Онуфрия, главы ОВЦС МП Митрополита Иллариона, глав и иерархов других поместных Церквей о том, что вмешательство Вселенской Патриархии (далее – ВП) в украинскую церковную жизнь может иметь самые негативные последствия абсолютно игнорируются как самими участниками процесса с украинской стороны, так и мировым церковным сообществом.
Судя по последним действиям Патриарха Варфоломея, к этим увещаниям совершенно не суждено было прислушаться, вопреки всякому здравому смыслу, идя в фарватере американских интересов в российско-украинском вопросе. А о том, что именно США стоят за спиной ВП в украинском вопросе, говорят многочисленные факты встреч чиновников госдепа различного уровня с заинтересованными лицами. За три дня до заявления Порошенко о взятии курса на автокефалию, Сэм Браунбэк, курирующий в американском правительстве вопросы «международной религиозной свободы» нанес визит в резиденцию Константинопольского патриарха. Уже спустя несколько дней посол США на Украине Мари Йованович провела встречу с главой Украинской греко-католической церкви архиепископом Святославом Шевчуком. Учитывая, что высказывавшийся до этого отрицательно по поводу автокефалии архиепископ Святослав вскоре переменил свое мнение, стало понятно, о чем шла речь на встрече. Впрочем они и сами не делают из этого тайны. Во время встречи 11 сентября с президентом Украины посол Браунбэк заявил, что «…Соединенные Штаты и в дальнейшем будут поддерживать Украину в борьбе за восстановление суверенитета и территориальной целостности и праве иметь единую украинскую автокефальную православную церковь»[3].
Не прекращаются регулярные приемы и встречи лиц американского правительства с находящимся в расколе главой УПЦ КП Филаретом - 12 сентября в его резиденции состоялась расширенная встреча с уже упоминавшимся нами Семюэлем Браунбэком, послом США в Украине Мари Йованович и представителями Госдепартамента[4]. Исправно продолжает свою миссию, начатую киевским майданом и бывший посол США в Украине Джеффри Пайетт, регулярно нанося визиты в монастыри Афона.
На фоне явного лоббирования американским правительством темы автокефалии, многочисленные журналисты и политики спорят – хороша или плоха автокефалия для Украины. Неоднократные заявления и Патриарха Московского Кирилла, и Блаженнейшего Митрополита Киевского Онуфрия, и прочих как архиереев так и простых верующих, приводят три возможных алгоритма развития ситуации. 1) Захват и отъем собственности канонической Украинской Церкви; 2) новые кровопролитные противостояния среди граждан Украины (в этот раз на религиозной почве) и 3) раскол в мировом Православии.
С третьим пунктом все уже более-менее видно невооруженным глазом: последнее заявление главы ОВЦС МП Митрополита Иллариона[5] не оставляет сомнений в том, что противоканоническое вторжение ВП на территорию РПЦ непременно в самом ближайшем времени повлечет за собой соответствующие и очень кардинальные ответные меры.
Касательно же «отъема собственности», в принципе невозможного и непредставляемого в демократических государствах, нам в этой статье хотелось бы остановиться поподробнее. То, что невозможно априори в цивилизованных странах, на Украине удивительным образом получает возможность и легитимизацию. И речь даже не о силовых самочинных захватах храмов различными радикальными группировками, националистической направленности – это следствие пункта 2. Как и в случае с «обращением к Вселенскому Патриарху о даровании автокефалии», инициатива будет исходить от государственных структур. И о том, что начало этого процесса запущенно и к нему ведется полномасштабная подготовка, говорит целая серия фактов.
Прежде всего, это непрекращающиеся неоднократные попытки протащить в Верховной Раде законопроекты № 4511 и № 4128, ставящие УПЦ МП в положение изгоя как «церковь страны-агрессора». В частности, законопроект № 4128, предлагает принадлежность к религиозной общине определять на основе «самоидентификации». Что значат на практике эти непритязательные слова? Народный депутат и крупный церковный меценат В. Новинский указывает, что данным образом узаконивается один механизмов отъема: будут приводить в церковь специально собранных людей, которые на месте «самоидентифицируют» себя с данной церковной общиной и сразу же проголосуют за переход храма в подчинение например КП, выставив других верующих на улицу. Ну и как следствие – см. пункт 2.
О том, что Каноническая Церковь будет лишена своих храмов и монастырей неоднократно имел смелость заявлять сам расстрига-«патриарх». Одно из последних заявлений было им сделано 2 августа[6]. Вся недвижимость Московского патриархата непременно должна быть отдана по его раскладам в собственность УПЦ: «Государство передало свою собственность в пользование украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет здесь украинская церковь признана, то Лавра — и одна, и вторая — будут переданы украинской церкви. Никакой собственности у Московского патриархата в Украине нет. Собственность церкви в Украине является собственностью украинской церкви. А те приходы, которые построили, и свои храмы за свой счет, то это собственность этих приходов, а не России (здесь, видимо, Филарет имеет в виду каноническую УПЦ, находящуюся в молитвенном общении с Московским Патриархатом – авт.). Поэтому Россия здесь своей собственности церковной не имеет», — пояснил Филарет.
И ведь истинная правда: украинское законодательство, на сегодняшний день, имущественные права признает только за такими религиозными организациями, как: приход, монастырь, братство, миссия. Одновременно с этим Церковь, как таковая (например УПЦ МП, или УПЦ КП или какая-либо другая), не имеет статуса юридического лица. Иными словами: все имущественные права принадлежат или приходскому собранию или государству. Имущественные права, предоставленные религиозным организациям, можно условно классифицировать на три формы собственности: право собственности, право пользования и право аренды. Например, Киево-Печерская Лавра находится на территории государственного музея «Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник», всего лишь переданный в аренду юридическому лицу «Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) УПЦ». До 2000-ых годов она была собственностью г. Киева, и лишь со временем было принято решение о передаче её в государственную собственность как историко-культурный заповедник.
Юридическими лицами, арендующими у государства землю, на которой построены храмы («культовые сооружения»), являются порядка 12 тысяч приходов и более 250-ти монастырей.
Кроме того, недавно был сделан заход и со стороны «многотысячных масс трудящихся»: этими днями на сайте Кабмина зарегистрировали петицию с требованием отменить распоряжение правительства о передаче в безвозмездное пользование УПЦ Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и вернуть здания и сооружения в государственную собственность.
По состоянию на 13 сентября обращение подписали 1695 человек из 25 000 необходимых.
Таким образом, мы видим, что полномасштабная артподготовка в преддверии кардинального удара по УПЦ МП на Украине набирает темп, превращаясь в целенаправленную, отлично спланированную и продуманную программу. И как бы не пытались сторонники и родоначальники идеи автокефалии убедить нас и все мировое сообщество в безобидности этой идеи, безопасности её для канонической Церкви и, прежде всего – Её прихожан, граждан Украины, - налицо абсолютно противоположные факты. Лишний раз свидетельствующие о крайней небезопасности этой идеи.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs