После введения в эксплуатацию Крымского моста, формирования российской группировки береговой охраны, задержания украинской стороной российских кораблей Украина продолжает своими действиями обострять ситуацию в Азовском море.
Создавая для этого необходимый пропагандистский фон, Киев уже не раз делал заявления об угрозе украинскому судоходству и промыслу в Азовском море, об угрозе работе и снабжению украинских предприятий, расположенных, в частности, в Мариуполе, ссылаясь на абсолютно законные действия российских пограничников по досмотру судов.
Следующая угроза – российский флот, который, по мнению украинской разведки, активизируется, о чем было заявлено в апреле текущего года. По утверждению Киева это было связано с задержанием российского сейнера «Норд». Однако, в реальности, действия российского флота были связаны не только, вернее не столько с прецедентом «Норда», сколько с введением в эксплуатацию Крымского моста, необходимостью обеспечения его безопасности и безопасности судоходства в Керченском проливе.
Третья угроза, по мнению Киева – сам Крымский мост: он якобы несет экологическую угрозу, а самое главное – является геополитическим фактором, так как облегчает грузоперевозки в Крым.
Развитие азовской ситуации, как мы и предполагали ранее, было вполне ожидаемо: «…одним из региональных рисков остается агрессивная активность Украины в Черном и Азовском морях. Задержание российского сейнера «Норд» в Азовском море украинскими пограничниками поставило вопрос о безопасности судоходства для российских судов в этих морях»[i].
При этом одна из парламентских фракций - «Самопомощь» в июле этого года предложила денонсировать Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. Согласно этому документу, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами России и Украины, договор определяет правила передвижения по акватории торговых судов и военных кораблей, а также затрагивает вопросы российско-украинского сотрудничества в области судоходства.
Реагируя на это предложение, 27 августа заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль заявила: «О денонсации соглашения с РФ по Азовскому морю не может быть и речи — это даст возможность РФ заявить территориальный спор. Для нас это вопрос безопасности, поэтому используем имеющиеся инструменты, чтобы урегулировать этот вопрос»[ii]. Расторжение указанного договора создает на Азовском море ситуацию напряженной неопределенности, угрозу противостояния, которое Украина загодя проигрывает, будучи не в состоянии соревноваться с российским флотом. Разграничение территориальных вод, шельфа, экономических зон – это также то, что нужно будет сделать, если договор будет разорван. Но Украина эти действия осуществить не может, так как считает Крым своей территорией. Однако, и в этой проигрышной для Украины инициативе в Киеве нашли выгоду: «Цель этой инициативы — обратить внимание мировой общественности на тот факт, что Россия усиливает своё присутствие в Азовском море. Это хороший аргумент для продления санкций — главной задачи для внешнеполитического ведомства страны»[iii].
В конце июня, отвечая на призывы «украинских патриотов» «дать в Азовском море отпор российской агрессии при помощи современных разработок военно-промышленного комплекса», заместитель министра по делам оккупированных территорий Украины Георгий Тука заметил: «Дулю показать? У нашей армии на море есть только дуля. И вы это прекрасно знаете»[iv]. Но в последнее время стало известно о намерениях Киева придать этой дуле некоторую твердость. Украина идет на милитаризацию Азовского моря - начинает переброску в Азов бронекатеров и заявляет, что приступает к созданию там полноценной базы Военно-морских сил, основой которых станет «москитный флот». В то же время бравые комбаты делают весьма агрессивные заявления, отражающие «возможности» украинского военного ведомства. Ветеран АТО, а ныне депутат парламента Юрий Береза заявил, что «У Украины есть все средства, которые позволят противостоять российскому флоту»: «Измерив, на каком расстоянии могут быть корабли, можно даже взять то вооружение, которое было в 1991 году в Советском Союзе — оно практически все у нас — и ракетно-артиллерийские системы смогут подавить практически любой флот», — заявил нардеп. И по данным народного избранника в настоящий момент украинские военные проводят все необходимые мероприятия на побережье Азовского моря[v].
Действия Украины на Азове носят явно провокационный характер, но при этом они не подкреплены реальными ресурсами. Поэтому в своих азовских инициативах Украина рассчитывает на поддержку Запада - инициаторов санкций против России.
Обостряя ситуацию в Азовском море, Украина возвела в ранг своей внешней политики создание региональных рисков для России. Поэтому, судя по всему, Азовское море Киев намерен превратить в демонстрационную площадку своих практических действий антироссийской направленности.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs