Фото: nation-news.ru.
В Москве в рамках мультимедийного видеомоста «Москва-Таллин» был представлен доклад экспертов из 10 европейских стран «Современные ультраправые. Правый радикализм в Европе: идеология, социальная база, перспективы». В ходе мероприятия приглашенные эксперты рассказали о специфике современного правого поворота в политической практике современной Европы.
Руководитель исследовательского проекта, руководитель Центра мониторинга и компаративного анализа межкультурных коммуникаций Московского института психоанализа Валерий Энгель напомнил, что с самого момента завершения Второй мировой войны историки и политологи задают вопрос: «Как случилось, что в 1930-х годах в Германии к власти пришел нацизм?» Конечно, нельзя недооценивать влияние мирового экономического кризиса, однако именно высокий градус этнической ненависти позволил им осуществить свои планы.
Не может ли подобная ситуация повториться вновь? При взгляде на происходящие в Европе события, возникают мысли, далекие от оптимизма. На континенте растут различные проявления нетерпимости – от антицыганских и антиисламских настроений до юдофобии и неприязни к мигрантам. В.Энгель подчеркивает, что для возникновения ксенофобии совершенно неважен сам предмет фобии. Достаточно манипуляций в СМИ и со стороны политических кругов. Например, в Польше евреев практически нет (их число не превышает 1 тыс. человек), однако уровень нетерпимости к ним зашкаливает. Во многих странах возросло число преступлений совершенных на почве ненависти (ярким примером может служить Англия и Уэльс, в особенности после начала процедуры выхода Великобритании из Европейского союза).
По мнению Валерия Энгеля, корни сложившейся в Европе ситуации лежат в специфике политических систем большинства европейских государств. Многие из них придерживаются модели ассимиляции, а не интеграции, что, по имеющейся статистике, отвергают 27-28% населения, приходящегося на разнообразные этнические меньшинства. Их представители все больше замыкаются в добровольных гетто, где, в свою очередь, становятся жертвами радикалов разных мастей. В этих условиях власти, реагируя на возникающие межэтнические противоречия, прибегают к манипуляции общественным мнением, а правящие партии сдвигаются в своих предпочтениях вправо, не предотвращая ксенофобию, а напротив, объективно способствуя ее росту. По мнению В.Энгеля, подобное явление можно было бы назвать «колесом ксенофобии» - власть прибегает к дискриминации этнических групп, а этим пользуются праворадикальные движения, разжигая неприязнь. Как следствие, представители этих движений попадают во власть, а количество совершенных ошибок растет от выборов к выборам.
Формально правящие политические режимы большинства стран Европы декларируют критическое отношение к теории и практике правых движений. Однако и здесь есть свои показательные исключения. Уникальная ситуация сложилась на Украине, где происходит героизация нацизма и его пособников на государственном уровне. В частности, к борцам за свободу украинского народа приравнены такие структуры, как Организация украинских националистов (ОУН), Украинская повстанческая армия (УПА), дивизия СС «Галичина» и ряд других.
Яркие примеры правых политических режимов представляют страны Прибалтики. Однако здесь существуют определенные рамки: с некоторых пор местные ультраправые стремятся избавиться от шлейфа «неонацизма». Например, члены латвийского правительства, которые осмелятся принять участие в ежегодном шествии ветеранов «Ваффен СС» в Риге, будут вынуждены подать в отставку.
Аналогичная ситуация складывается и в соседней Эстонии. В.Энгель напомнил, что ежегодный слет ультраправых в Синимяэ (в волости Вайвара), проводимый в память воевавших против Красной Армии ветеранов 20-й гренадерской дивизии СС, при всей одиозности представляет собой частное мероприятие, попасть на которое можно только по специальным приглашениям. Совершенно иная ситуация на Украине, где подобные мероприятия поддерживаются государством.
Практика ассимиляции в странах Европы включает также языковую дискриминацию и запрет на получение образования в школе на родном языке. Например, в сентябре 2017 года был принят Верховной Радой Украины и одобрен президентом страны новый закон об образовании, согласно которому введены жесткие ограничения на использование языков национальных меньшинств. Еще в 2000 году аналогичный закон принят и в Латвийской Республике по настоянию правой партии «Всё для Латвии!».
Эксперт отметил, что значительный вклад в рост численности преступлений на почве ненависти вносят и специализированные интернет-ресурсы, осуществляющие координацию правых движений. Пресечение подобной активности и ее профилактика уже несколько лет подряд ведется в правоохранительными органами России, и результаты себя оправдывают. «Сторонники правого радикализма редко действуют в одиночку, - пояснил В.Энгель. – Нередко они ищут единомышленников во Всемирной паутине Если преступление удается пресечь еще на этапе замысла, то, как правило, от него отказываются и дальше не идут».
Результатом культивируемой ксенофобии становится девальвация демократических ценностей, которая приходит в противоречие с политическими интересами конкретных политических партий. Поэтому если в мире и реагируют на проявления нетерпимости, то только в научных кругах и в рамках посвященных этой теме конференций. Во многих случаях неудобные факты не афишируются, замалчиваются.
Член президиума Совета по межнациональным отношениям, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин назвал представленный доклад очень своевременным. Однако некоторые тезисы этого документа вызвали у эксперта определенные сомнения. Например, он категорически не согласился с определением деятельности руководства Донецкой и Луганской республик как сепаратистской, подчеркнув, что изначально их активность вполне укладывалась в нормы, закрепленные Европейской хартией региональных языков, принятой в 1992 году в Страсбурге.
Член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества, член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Александр Брод выразил сожаление, что многие правозащитные группы, действующие по линии Европейского союза, ООН, ОБСЕ, в последние годы проявляют ангажированность и тенденциозность. «Отправной точкой для подобных позиций послужили события в Южной Осетии в августе 2008 года», - пояснил эксперт. – После событий майдана на Украине мы видим аналогичные тенденции. Например, арест главного редактора «РИА Новости – Украина» Кирилла Вышинского и лидера Штаба защиты русских школ в Латвии Александра Гапоненко не вызвали в Европе должного резонанса». В этих условиях, полагает А.Брод, необходимо назрела необходимость в создании независимой сетевой мониторинговой структуры, которая могла бы оспорить монополию Государственного департамента США, Human Rights Watch и тому подобных организаций.
А.Брод пояснил, что правые организации, существующие в Европе, имеют самые разные оттенки правых настроений, которые приобретают самые различные оттенки – от неонацистских до вполне респектабельных парламентских партий, программы которых носят ассимиляционный и антимигрантский характер. В то же время не может не тревожить тот факт, что на европейском континенте существует около 500 неонацистских организаций, который поддерживает в общей сложности 7 млн. человек. Ряд из них проводят многочисленные акции в память своих предшественников. Среди них наиболее известны проводимый хорватскими националистами день памяти жертв «Блайбургской бойни» – событий, когда в мае 1945 года югославские партизаны, прорвавшиеся на территорию Австрии, в Каринтию, уничтожили несколько тысяч бежавших туда хорватских и словенских пособников нацистов. В Германии неонацистские организации регулярно проводят акции в память ближайшего соратника Гитлера Рудольфа Гесса.
Тревожной тенденцией в европейской политической практике становится русофобия. По словам Валерия Энгеля, не исключено, что через несколько лет многим живущим за границей русским будет уготована участь «внутреннего врага». «Мне приходится общаться со многими выходцами из бывшего СССР, - отметил эксперт. – В последние годы они вынуждены либо вообще молчать, либо демонстрировать различными способами лояльность новой родине и антироссийские настроения».
В свою очередь Владимир Зорин отметил, что любые попытки переписать историю в антироссийском ключе должны сталкиваться с постоянным активным противодействием и самоорганизацией русской диаспоры, а также представителей научных кругов, противостоящих подобным тенденциям.
С текстом международного доклада «Современные ультраправые. Правый радикализм в Европе: идеология, социальная база, перспективы» можно ознакомиться на сайте проекта «Национальная политика»: https://www.ru.civic-nation.org/obshcheevropeyskiy-doklad/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs