Когда выстраивается событийный ряд происходящего в Украине - действий власти, заявлений политиков и чиновников - возникает вопрос о том, насколько управляем политический процесс в стране на берегах Днепра?
Большинство действий власти в настоящее время подчинены генеральной и стратегической цели – переизбранию президента Петра Порошенко на новый срок. Однако, этот процесс для Порошенко и его окружения не настолько управляем насколько бы им хотелось. Причина - в особенностях политической системы - Украина продолжает оставаться государством сложной подковерной борьбы политико-экономических групп, которые делят между собой органы власти и должности. При этом поле для самостоятельного маневра у группы Порошенко, как у главы государства, есть, но оно имеет свои ограничения.
По традиции в грядущей избирательной кампании в джентльменском наборе кандидатов в президенты (финансы, партия, фракция в Верховной Раде, СМИ) будут и свои подразделения гвардии, роль которой будут выполнять в очередной раз добровольческие батальоны. Но эта составляющая усилиями Порошенко может уйти в прошлое.
Введение вместо АТО (антитеррористическая операция, введена в 2014 г.) -ООС (операция объединенных сил), имело множество целей, среди которых не последняя – концентрация власти над военными, так как симпатизирующих Порошенко негосударственных вооруженных формирований не было. А Порошенко нужна своя гвардия. Ранее украинской властью рассматривался такой вариант работы с добробатами: «…самым удобным вариантом использования добробатов для Порошенко было бы встраивание этих структур в сценарий военного положения, при котором выборы проводиться не могут (…) Кроме того, этот сценарий предоставит военизированным формированиям реальное поле для деятельности и презентации своей нужности, как украинскому государству, так и гражданам, и политическим деятелям».[i]
После введения ООС более вероятным оказался другой сценарий - формирование «преторианской гвардии» Порошенко из официальных воинских подразделений, собранных под руководством ООС. К настоящему времени уже не раз фиксировались столкновения добробатов и подразделений Министерства обороны и других силовых структур, что говорит о попытках расчистки силового сегмента политического поля. Самым знаковым событием в этом ряду стала прошедшая в конце июля встреча командующего ООС генерала Сергея Наева и лидера националистов Дмитрия Яроша, основателя «Правого сектора» (запрещенная в РФ организация), которому подчиняется «Украинская добровольческая армия» (УДА). Как сообщают СМИ, генерал Наев подчеркнул отсутствие законных оснований для участия бойцов УДА в боевых действиях ВС Украины, высказал предложение «направить бойцов УДА в состав ВСУ, в том числе и в виде отдельного подразделения на условиях заключения контракта с Вооруженными силами»[ii]. Другими словами – добровольческие батальоны расформировать, включить в состав ВСУ, подчинить командованию ВСУ. Что ответил на данное предложение Ярош – не известно. Но трудно предположить, что реакция «закаленного в боях» националиста на это предложение могла быть положительной.
В настоящее время возможность расформирования, разоружения и включения в состав ВСУ на контрактной основе подразделений так называемой УДА определить трудно. С одной стороны, политическая ситуация этому не способствует: добробаты вооружены и обучены, а комбаты имеют свои политические связи и спонсоров. С другой стороны, это в интересах Порошенко, которого на данные действия толкает не только очевидная политическая необходимость, но и его зарубежные партнеры, иначе не хватило бы ни духу, ни политической воли.
Для Порошенко поставить над силами ООС своего генерала – Сергея Наева – действие понятное, но для разрешения нынешней ситуации - недостаточное. Если есть задумка формировать корпус «преторианцев», то они должны быть способны выполнять политические задачи, быть политическим инструментом, а выполнять в рамках избирательной кампании задачи чисто военного характера – обострение ситуации в нужные моменты и т. п., - этого уже недостаточно, это не работает, а главное – это опасно и бесперспективно.
Тесты на исполнение политических функций силы ООС уже начали проходить, как сообщил Наев - с мая текущего года (начало операции Объединенных сил) на Донбассе военные задержали 449 человек, «причастных к незаконным вооруженным формированиям».
Таким образом, приоритет в деятельности сил ООС в настоящее время определяется в рамках функций контрразведки, а если точнее - политической полиции. Как отмечают наблюдатели: «Наев пытается продемонстрировать президенту, что фронтовые части под его управлением уже готовы к решению не только боевых, но и политических задач. Очень мала вероятность того, что задержание неблагонадежных и пособников является исключительно личной инициативой армейского генерала. Скорее всего, он действует по прямому указанию свыше»[iii].
Учитывая эту новую ситуацию, для добробатов, увлекшихся «играми патриотов», продолжать прежнюю линию поведения становится рискованным. Не за горами может оказаться то время, когда кроме крамолы внешней в лице «сепаратистов», «преторианцы» Порошенко займутся крамолой внутренней, например, «лицами, угрожающими конституционному строю».
Симптоматично, что параллельно с усилиями президента началась раскрутка политического движения «Национальный корпус» (создан на базе батальона «Азов»), который возглавляет Андрей Билецкий, за которым стоят нынешний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов и министр внутренних дел Арсен Аваков. Уже распространяется пропагандистская полиграфия указанной организации, содержащая лозунги: «Сила, которая меняет страну», «Мы можем навести порядок в стране» и т.п. В ближайшее время можно ожидать начало политической раскрутки других подобных структур. Причина такого дрейфа с полей сражений на поле политическое – стойкое ощущение вооруженных националистов и их спонсоров, что власть все же может раздавить их, если они будут оставаться организациями военнизированного характера и находиться за рамками закона. Но это будет значительно труднее, если они переформатируются в политические организации легального типа.
Очевидно, что неся социологические потери (согласно июльскому опросу компании GfK Ukraine из тех, кто определился, рейтинги вероятных кандидатов президенты следующие - Юлии Тимошенко 23,1%, Анатолий Гриценко – 15,5%, Петр Порошенко – до 8,1%), президент Порошенко стремится компенсировать их действиями на внешнеполитическом фронте. Но особых успехов, кроме вялого одобрения запада его антироссийской риторики и сложных отношений с администрацией Трампа, «благодарной» Порошенко за историю Манафорта, нет. На внутриполитическом фронте – развертывая военно-политическую операцию, направляя энергию военных внутрь страны и укрепляя свои силовые возможности, он работает над подавлением силовых ресурсов, которыми могут воспользоваться другие кандидаты.
В описанных событиях можно видеть и следы внешнеполитического воздействия на Порошенко. Очевидно, что ситуация на юго-востоке под давлением международных структур в русле минских соглашений может в итоге привести к введению миротворческого контингента. Порошенко, видимо, не имеет желания объяснять ни миротворцам, ни международным структурам, которые, обнаружив незаконные вооруженные формирования, могут задать вопрос – «кто эти вооруженные люди?».
[1] https://interaffairs.ru/news/show/20320
[2] https://ukraina.ru/news/20180725/1020689073.html
[3] https://www.rbc.ua/rus/news/naev-nazval-kolichestvo-zaderzhannyh-svyazi-1534422684.html
[4] https://ukraina.ru/opinion/20180821/1020878389.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs