ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Японский художник Тадаси Кавамата свил гнездо в Государственном музее А. С. Пушкина

12:05 27.08.2018 • Ксения Симак, журналист

Старые здания музейного квартала ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляют первую в России site-specific инсталляцию современного японского художника Тадаcи Каваматы «На птичьих правах / Para-site Project».

Site-specific инсталляция – это произведение искусства, созданное для того, чтобы существовать в определенном месте, и Тадаси Кавамата – признанный во всем мире мастер пространственных экспозиций. Директор музея Пушкина Марина Лошак теперь работает в своем кабинете рядом с гнездами. Казалось бы, не самое очевидное место для инсталляции, но Марина Лошак считает, что очень логичное. В работах Каваматы гнездо – убежище, место уединения и высокого одиночества. Найти их в музее не так просто. Так называемое музейным коллективом «гнездо Давида» (ввиду своего расположения напротив слепка «Давида» Микеланджело)  – самое явственное. Все остальные рассредоточены по залам музея и даже снаружи по его территории.

Художник настаивает, что все его работы – это единое произведение искусства. Оно о связи между прошлым и настоящим, между культурами Запада и Востока. В работе над московской экспозицией он использовал обнаруженные при разборе старых зданий Музейного квартала материалы, так как его инсталляции чаще всего сделаны из природных материалов или старых предметов и используют память места. Таким образом, старые предметы обретают новую жизнь в искусстве ХХI века, что является частью, реализуемого музеем с 2017 года направления «Пушкинский XXI». Миссия проекта заключается в демонстрации великих достижений мировой художественной культуры, в сочетании классического искусства и современного.

«Когда мне предложили этот проект, я поначалу испугался, - признается Тадаси Кавамата. – Я не понимал, как мои работы могут существовать в музее. К тому же это мой первый визит в Россию. Я задумался, как я могу лучше узнать эту страну, и мне помогли эти доски: старые стулья, ящики, паркет из бывшей усадьбы Голицыных. Я даже начал представлять себе людей, которые ходили по этому дому».

По мнению Марины Лошак, тот факт, что художник живет будто между Францией и Японией, позволяет ему чувствовать мир более «продолженным» и вплетать выставки в единое органичное движение: «Я говорю, как я это чувствую. Это мир, где все живое, все, что связано с его проявлениями, - часть нашего собственного большого движения. И нет художника, который живет вне этого пространства, поэтому оно притягивается к нему и он является его инструментом».

Иными словами, выставка вовсе не о птицах, а об их свободе выбора как метафоре свободы художника: так же, как птица не спрашивает, где ей вить гнездо, художник не нуждается в разрешении творить. Искусство Тадаси Каваматы многопланово и многозначно. Оно отражает весь комплекс проблем, связанных с взаимоотношениями человека и окружающего его пространства.

«Художник придумал очень остроумное игровое название проекта – “Para-siteProject”, - считает куратор выставки Александра Данилова. – С одной стороны, он намекает на некую site-специфичность, разрушение границ пространства, с другой стороны, если прочитать на английском, получится “паразитический” проект, который вторгается в музейное пространство и распространяется там, как вирус. Мы решили обыграть название и на русском – “На птичьих правах”. Назвать их нелегальными было бы неправильным: это такое молчаливое одобрение, не имеющее юридического статуса, но воспринимающееся как нечто органичное. Этот проект затрагивает важную тему взаимоотношения художника с миром».

В создании «Давидова» гнезда принимали участие дети-волонтеры школы «Марш» и студии Вячеслава Кирпичева. По словам Марины Лошак, несмотря на то, что ни сам Тадаси Кавамата, ни команда музея не знали, что и как именно они собираются творить, работа над проектом стала общим делом, и на их глазах, в их руках, скелет конструкции превращался в произведение искусства.

«Мне нравится создавать новое, ничего по сути не меняя. Мое искусство — это искусство аранжировки», - говорит Кавамата.

Сегодня японский художник «вьет» гнезда по всему миру, и после Москвы намерен отправиться в Лиссабон (Португалия).

 

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати