Исполняется 100 лет со дня учреждения дипломатическо-курьерской службы России. О дипкурьерах не часто говорят публично. Однако их работа по сложности и опасности не уступает оперативной работе сотрудников спецслужб. Именно от способности дипломатических курьеров мыслить быстро и принимать непростые решения напрямую зависит сохранность правительственных документов, составляющих государственную тайну.
Современный процесс передачи ценных сведений между подразделениями МИД, посольствами и другими объектами заметно отличается от того, как были организованы подобные мероприятия 100 лет назад. Однако ценность документов, перевозимых сотрудниками МИД, по-прежнему крайне высока –они не могут передаваться по каналам электронных средств связи. Они доставляются особым людям - дипломатическим курьерам.
На плечах таких людей лежит огромная ответственность - вся логистическая цепочка - от выбора безопасного маршрута и необходимого транспорта до экстренных мероприятий, - все это входит в должностные обязанности дипкурьеров. К тому же везут они самый разнообразный груз - от обычной вализы до многотонных стройматериалов, предназначенных для российских загранучреждений. К необычной схеме доставки пришлось прибегнуть на практике - посольство СССР в Вашингтоне строилось, преимущественно, из материалов, доставленных специальной службой МИД.
Документы сотрудников МИД имеют особый статус - согласно Венской конвенции 1961 года, дипломатическая почта не может быть досмотрена, вскрыта или задержана ни пограничными службами государств, через которые осуществляется ее транзит, ни государством прибытия, ни при каких других обстоятельствах, если дипкурьер снабжен полным пакетом документов. Однако подготовить груз к доставке не такая простая задача, как кажется на первый взгляд - дипкурьерам необходимо не только заранее проработать весь маршрут, но и подготовить все необходимые бумаги. Помимо курьерского листа, подтверждающего маршрут движения и полномочия сотрудника МИД, на запакованный груз ставится официальный штамп ведомства или диппредставительства за подписью ответственного лица. Малейшая невнимательность или ошибка в документах может дорого обойтись - если одно из условий перевозки документов не соблюдено, на таможне особо ценный груз могут досмотреть или потребовать его возврата в страну отправления.
Порядок службы Департамента дипломатическо-курьерской связи МИД России строго регламентирован, однако на работу дипкурьеров по всему миру могут повлиять различные обстоятельства, включая погоду, поломку и даже аварию транспорта, и любые другие чрезвычайные ситуации, связанные с человеческим фактором, будь то ошибка диспетчера в аэропорту или вооруженное нападение в пункте назначения. При этом дипкурьер отвечает за перевозимый груз с момента приема «пакета» в консульстве или одном из департаментов - как только все сопроводительные бумаги сформированы и подписаны, ответственность за дипломатическую почту ложится на людей с особым статусом.
По прибытии курьера с особым грузом встречают сотрудники РЗУ, и до момента доставки груза на территорию России за рубежом, ни одно должностное лицо, даже наделенное уникальными и чрезвычайными полномочиями, не имеет права требовать от курьера вскрытия пакета и досмотра содержимого.
Безопасность документов и людей, перевозящих данные государственной важности - отдельная проблема, решением которой отечественные специалисты плотно занимаются с момента образования Департамента дипломатическо-курьерской связи. Немало случаев, когда курьерам угрожала смертельная опасность. Погибших на службе дипкурьеров, помнят и чтут.
Поздравляя с вековым юбилеем сотрудников Департамента дипломатическо-курьерской связи, министр иностранных дел России С.В.Лавров отметил, что опираясь на заложенные предшественниками традиции, нынешнее поколение дипломатических курьеров с честью выполняет свой долг, в том числе в непростых, а порой – боевых условиях.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs