Их называют «вечными странниками» МИДа. Они осуществляют невероятное количество поездок по земному шару, чтобы обеспечить надежную связь России с ее многочисленными посольствами и консульствами по всему миру. Эту сложную и ответственную работу выполняют дипкурьеры.
Департамент дипломатическо-курьерской связи (ДДКС) МИД России в этом году отмечает свой столетний юбилей. По этому случаю журнал «Международная жизнь» взял интервью у самых настоящих ветеранов дипкурьерской службы, которые поведали невероятные и при этом правдивые истории об их работе. Один из них – Виталий Берденников. Участник Великой Отечественной войны, он долгие годы служил дипкурьером, а затем работал сотрудником аппарата ЦК. Вторая личность не менее интересная – Виктор Попов. Он также долгое время проработал дипкурьером, а сегодня занимает должность заместителя директора ДДКС.
Международная Жизнь: Виталий Антонович и Виктор Петрович, как вы попали на дипкурьерскую службу?
Виталий Берденников: На фронте, когда кончилась война, у нас в дивизию поступил запрос из Народного комиссариата иностранных дел (НКИД). На службу требовались люди, имеющие образование не ниже среднего. Я согласился. Друзья не понимали, как я мог оставить военную службу. Ведь в 19 лет я уже был командиром пехотной роты на фронте. Когда командир полка узнал о моем решении, то с недоумением заявил: «Ты что? Ты сейчас старший лейтенант и находишься у нас на хорошем счету. Ты генерал будущий!» Ну а я подумал, что еще с детства мечтал путешествовать. И вот тут выдался такой шанс! Когда я приехал в Москву в НКИД, мне предложили быть дипкурьером, обещая, что я по всему миру поезжу, а позже и дипломатом смогу стать. Так я попал в дипкурьеры, проработав на этом посту почти 16 лет – с 1945 по 1961 год.
Виталий Берденников. Фото: А. Толстухиной.
Виктор Попов: Мой случай может быть не совсем характерный. Я пришел в МИД в 1990 году по партийному набору. Первоначально я работал в Департаменте специальной связи, а позднее, по семейным обстоятельствам, решил перейти в Департамент дипломатическо-курьерской связи. В то время система набора была достаточно жесткая: человек должен был быть партийным, женатым, с высшим образованием, физически крепким и выносливым. Такой подход был оправданным, потому что работа дипкурьера была непростая и ответственная, да она и сейчас остается таковой. В советское время приходили на эту службу заслуженные люди, которые в этой жизни уже многого добились. У нас были олимпийские чемпионы, чемпионы мира и СССР. Со мной пришел одновременно человек, который играл в первом составе «Спартака». Ребята набирались и набираются сегодня на службу крепкие, так как фактор здоровья играет не последнюю роль. Сегодня ты летишь в Токио и переводишь стрелки на 6 часов вперед, потом попадаешь в Нью-Йорк, где минус 8 часов. Вы представляете, что происходит с вашим организмом? Внутренние биологические часы полностью сбиваются.
Виктор Попов. Фото: А. Толстухиной.
Международная Жизнь: Что собой представляет работа дипкурьера?
Виталий Берденников: У нас существует огромная сеть посольств и консульств в каждой стране, с которой установлены дипломатические отношения. ДДКС ежедневно обеспечивает связь между центром (МИДом) и дипломатическими представительствами. Через департамент осуществляется документооборот, оказывается помощь нашим соотечественникам за рубежом и многое другое. Расскажу вам, как выглядит дипломатическая почта. При советской власти возили так называемые вализы (от фр. valise postale «почтовый мешок»). Горловина мешка обматывалась прочной веревкой, а концы завязывались тугим узлом. На вализы вешалась пломба и помечался адресат. Вверху всегда есть пометка: «О» - самая секретная, мы их называли «Олечки», «В» – секретная – «Верочки», H – служебная почта – Ниночки» и «БА» – багажная почта – «букашки». В первую очередь мы заботились о секретной почте, чтобы она не попала в руки иностранцам. Как правило, мы ее носили в портфелях или кейсах (сумках дипкурьеров). Английские дипкурьеры, с которыми приходилось встречаться по пути, даже приковывали кейс к руке наручником. Но у нас такой практики не было, хотя конструкция портфеля это предусматривала. Багажную почту мы могли сдавать в багаж. Иной раз приходилось перевозить вещи габаритные и тяжелые. Был один случай, когда я со своим напарником (дипкурьеры всегда работают в паре – Ред.) везли из Швеции огромный куб. В высоту он достигал метра два и был обшит тканью. Позже мы узнали, что это был пожарный колокол, который огнеборцы Стокгольма подарили Сталину на его 70-летие.
Международная Жизнь: Относится ли работа дипкурьера к опасным видам деятельности?
Виктор Попов: Безусловно.Ты даже не знаешь, откуда ждать проблем. В первую очередь опасность заключается в том, что человек совершает колоссальные передвижения. Дипкурьеры множество раз попадали в автомобильные, железнодорожные и авиационные катастрофы. В 60-е годы в нашей стране была запущена серия самолетов ИЛ-62 и Ту-154. Видимо машины еще не были до конца отлажены… мы потеряли три пары дипкурьеров за короткое время. Зато потом Ил-62 зарекомендовал себя как надежный самолет, без посадки летал в Америку.
На первый взгляд работа дипкурьера представляется романтичной. Но когда ты начинаешь понимать, что на самом деле она из себя представляет, то романтизм быстро уходит на второй план. Не в последнюю очередь это объясняет тот факт, что за всю практику ДДКС не было ни одного случая, когда женщина поступала на дипкурьерскую службу.
Много дипкурьеров погибло в период Второй мировой войны. В настоящее время диппочта доставляется в том числе и в «горячие» точки – Украина, Сирия, Ливия и т.д. К сожалению, треть списка на мемориальной доске погибшим сотрудникам МИД– дипкурьеры.
Виталий Берденников: Всякое бывало за время моей дипкурьерской службы. В период советской власти дипкурьеры ездили вооруженными. Когда я у друга спросил для чего нам оружие, он мне ответил: «На случай если почту потеряешь» (смеется). На самом деле мне однажды даже пришлось воспользоваться оружием. Это было в Багдаде в 1950-е годы. Точную дату сейчас не вспомню. Когда мы возвращались из Багдада в Ахваз, нам надо было пересечь реку Евфрат, а сделать это можно было только на лодках, моста не было. Когда мы подъехали к берегу реки на двух машинах, все лодочники, которые хотят «подзаработать», бросились к нам. Открыли багажник (наш водитель забыл его запереть), схватили нашу почту и потащили каждый в свою лодку. Я выскочил, выстрелил вверх, и закричал «back!» (перевод с англ. – назад!). А что мне оставалось делать? Перепуганные лодочники все вернули на место. Вот такие случаи бывали. Много случаев было, связанных и с поломкой транспорта. Например, одна неприятность случилась, когда мы летели из Берлина в Женеву, где проходила конференция министров иностранных дел. Когда мы стали взлетать и еще не набрали высоту, смотрю – левый двигатель загорелся. Самолет резко развернулся и пошел на снижение. Как мы крыш не задели, я удивляюсь! В итоге была совершена очень жесткая посадка, но, к счастью, все обошлось!
«Международная жизнь»: Какие страны удалось посетить за время службы?
Виктор Попов: Я подсчитал, что проехал153 страны. Больше десяти лет я очень плотно летал и за это время сделал два полных круга вокруг земного шара. У нас нет привязки как у некоторых иностранных дипкурьеров к какой-то одной стране или региону. Например, англичане получают полугодовую визу в Россию и работают только с нашей страной. В российской практике такого нет. Также очень редко бывает, когда мы за одну командировку захватываем только одну страну. В основном по дороге дипкурьеры посещают несколько стран и потом уже возвращаются в Москву.
Виталий Берденников: Легче перечислить где я не был.Европа, Азия, Америка, Австралия… за 15 лет службы я почти весь мир объездил, на всех континентах побывал. В основном летал на самолетах, но бывало, что и Атлантику пересекал на пароходах. Встретились мы как-то с друзьями-летчиками, смотрю, значок у него на груди за миллион налетанных километров. Я подумал, сколько же я таких значков поимел бы? Знака на 4, а то и на 5 точно претендовал бы, будь я летчиком.
Международная жизнь: В послевоенный период, да и по сей день между Россией и Западом установились сложные отношения. Идет настоящая информационная война. Чувствовали ли вы ее на себе, когда совершали поездки в США и другие страны англосаксонского мира?
Виталий Берденников: В Соединенных Штатах я был несколько раз. К слову, мне нравятся американцы. Большинство из них хорошие, нормальные люди. Американское правительство по-настоящему уважало Советский Союз… потому что боялось. На тот момент отношения были даже лучше, чем сейчас. Хотя соперничество всегда было. Но к нам относились неплохо.
Виктор Попов: В последнее время с американцами у нас нет особых проблем. Мы просто принимаем их некоторые пожелания. Например, они попросили, чтобы мы свой контейнер с диппочтой показывали отдельно, а также наклеивали триколор. Я не могу сказать, что американцы к нам как-то плохо относятся. Запад понимает, что мы работаем на взаимности. Если нас не пустят в страну, мы тоже не пустим. Поэтому они прекрасно осознают, что какие-либо запреты могут зеркально отразиться на них. Есть, конечно, рабочие моменты, которые связаны с визовым напряжением. Например, канадцы и англичане плохо выдают визы. Однако данные проблемы решаются в рабочем порядке.
Международная жизнь: Почему в цифровой век диппочта сохраняет свою актуальность?
Виктор Попов: Я вам задам один простой вопрос: как посредством цифровых технологий можно передать оригиналы соглашений, обменяться верительными грамотами или подарками? Никак. Кроме того, диппочтой осуществляется транспортировка оборудования, которое стоит в посольствах. Дипкурьерская служба – это самый надежный канал связи. Поэтому, я уверен, как бы ни развивались технологии, от этого канала связи мы не уйдем никогда. По этому поводу есть хорошее выражение у ветеранов нашей службы: «Ребята, запомните, работы хватит вам, вашим детям и вашим внукам».
Международная жизнь: Виталий Антонович и Виктор Петрович, большое спасибо за интересное интервью!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs