Накануне празднования 1030-летия Крещения Руси, 27-го июля в Киев прибыла так долго ожидаемая делегация Вселенского патриархата, которая и была принята президентом Украины в Мариинском Дворце г. Киева.
Согласно сообщению его официального сайта[1] Епископ Эдмонтский Украинской православной церкви в Канаде Илларион зачитал послание Патриарха Варфоломея, в котором отметил важность крещения Святого Владимира от Первопрестольной церкви Константинополя в метрополии Херсонеса и крещения Украины-Руси: «Новокрещенный народ вошел под духовное руководство, безудержную заботу и церковный покров церкви Константинополя через создание митрополии Киевской и всея Руси, которая стала шестидесятой митрополией Вселенского Патриархата», - сообщалось на сайте президента. Эти и прочие «странные глаголы» тут же породили ничем более не подкрепленные слухи, о том, что Вселенский Патриархат наконец-то даровал долгожданную автокефалию украинской Церкви. Но, похоже, именно так рассматривала и продолжает рассматривать свою историческую роль Константинопольская церковь, взявшая на себя «инициативу восстановить единство православных верующих Украины с конечной целью подарить украинской церкви автокефалию"[2].
Весть о скором явлении «святого Томоса» украинской земле вскоре после Пасхи объявил и сам президент. Украинские СМИ, которые практически все контролируются президентом и его власть предержащими сподвижниками по Майдану, тут же начали целенаправленную и полномасштабную обработку населения на предмет целесообразности дарования автокефалии. Убеждая людей в крайней необходимости и необратимости этого процесса, непререкаемо оповещая мировую и украинскую общественность о «массовой поддержке» сознательных украинцев столь необходимого начинания президента для достижения окончательной независимости.
Следует отдать должное креативной команде сторонников ЕППУЦ[3], как вскоре окрестили еще не родившееся уродливое дитя украинского политикума: их наиактивнейшие потуги в этом направлении внесли немалое беспокойство и сумятицу в и так далеко не мирное течение религиозной жизни на Украине и не только. «Предродовыми» консультациями с одной стороны и опасениями нового церковного раскола с другой были наполнены практически все последние три месяца жизни Вселенского Патриархата, Московской Патриархии и Украинской Православной Церкви (МП) – единственно канонической украинской Церкви в семье Православных Церквей мира.
Еще месяц тому назад сторонники автокефалии уверенно заявляли о даровании автокефалии к 1030 годовщине Крещения Руси, однако вскоре их уверенные здравицы стали сменяться более осторожными комментариями. И не зря.
Замглавы отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви (УПЦ) протоиерей Николай Данилевич посчитал необходимым дать краткий комментарий появившейся информации о том, что делегация Константинопольского патриархата передала украинскому президенту Петру Порошенко послание патриарха Варфоломея, в котором якобы поддерживается идея автокефалии православной церкви на территории Украины: «В послании нет ничего необычного и экстраординарного», чего раньше не слышали бы в УПЦ[4].
«Так что, если посмотреть официальную часть встречи, слова и реакцию президента, то создается впечатление, что договорились договариваться, чтобы сохранить лицо… Все спокойно», — заявил Данилевич.
К сожалению, не все так однозначно. Помимо сказанного выше, хотелось бы обратить внимание на несколько довольно важных к пониманию данной ситуации фактов.
Идея создания на Украине «Поместной православной церкви» под омофором Вселенского Патриарха и узаконивание тем самым раскольнической группировки УПЦ КП не нова. Неоднократно она поднималась в годы правления президентов Кравчука и Кучмы, а особое внимание этому вопросу было уделено в годы правления Виктора Ющенко. Однако все попытки положительного (для них) решения этого вопроса Вселенским Престолом разбивались о несокрушимый камень преткновения в лице самой УПЦ КП, вернее ее главы – Филарета (Денисенко). По свидетельству В. Балоги, бывшего главой секретариата президента Украины Ющенко, «В 2008 году нам не удалось получить Автокефалию не потому, что отказалась УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь – авт.). На самом деле Томос не дали в последний момент, т.к. Ющенко хотел сделать Патриархом Филарета, а Вселенский об этом и слышать не хотел»[5].
Мало того, что фундаментом для построения этого новообразования Филарет видит только свой самозваный патриархат, не признаваемый ни одной из канонических Церквей мирового Православия, но и в лице предстоятеля этой самой автокефальной церкви он категорически видит только свою, преданную анафеме персону[6]. Причем, поведение Филарета в этой ситуации для верующих людей и здесь является более чем знаковым: ему бы обеспокоиться любой ценой вхождением в Жизнь вечную в единении с канонической Церковью и хотя бы формальным снятием анафемы, а он, идя на поводу своей неуёмной гордыни, лелеет надежды на ношение патриаршего куколя!
Об этом же факторе было замечено в докладе[7] самой СБУ по вопросам религиозной обстановки, датированном в далеком 2010-ом году, задолго до недавнего заявления господина Порошенко – и тогда идея автокефалии разбилась об амбиции Денисенко: «Вселенский патриарх Варфоломей Первый предложил обозначенным религиозным структурам временно войти в состав Константинопольского патриархата в статусе Украинской митрополии, что решило бы проблему каноничности», — говорится в отчете. А это означало, что уже спустя 5 лет, Варфоломей I мог бы обеспечить УПЦ КП автокефалию. Но, по условию Варфоломея, глава митрополии должен был избираться Константинопольским патриархатом из числа трех представителей УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви – другого непризнанного религиозного объединения в стране. Но как теперь известно, у раскольника Филарета взыграли амбиции, которые не позволили ему уступить место руководителя и от предложения по выборам он отказался.
Таким образом, смеем предположить, что, помимо всего, одним из главных камней преткновения являются амбиции главы КПЦ КП. И понимание этого момента доступно не только нам. Согласно свидетельству экс-председатель комитета Верховной рады по культуре политолога Владимира Яворивского[8], чье мнение цитирует «Независимая газета»[9]: «В администрации Порошенко давно ведут грязную игру против патриарха Филарета, говорят, что наш владыка «старенький и больной»»… Не исключено, что окончательное осознание этого факта вполне может подтолкнуть «гаранта украинской нации» на мысль о необходимости устранения главной помехи на пути в ЕППУЦ в преддверии скорых президентских выборов на Украине. Ведь именно как очередное «достижение» его президентского правления собирался представить нынешний президент Украины получения Томоса об автокефалии и уничтожении «церкви страны-агрессора».
Прямым подтверждением того, что не все благополучно с получением автокефалии служит тот факт, что, согласно сообщению, опубликованному на официальном сайте президента, 30 июля[10] замглавы АП Ростислав Павленко освобожден от занимаемой должности. "Освободить Павленко Ростислава Николаевича от должности заместителя Главы Администрации Президента Украины в связи с переходом на другую работу", - говорится в указе. А ведь именно Павленко являлся ведущим специалистом в вопросе предоставления автокефалии! Именно с подачи Павленко Петр Порошенко озвучил получение «святого Томоса» ко дню Крещения Руси[11].
Смеем предположить, что и недавние сообщения украинских СМИ о покушении на Филарета[12] бывшим «епископом» УПЦ КП Севастианом (Возняком) вполне можно рассматривать не как факт пьяной хулиганской выходки Михаила Возняка, а как еще одно следствие понимания главного препятствия «вхождения в каноничность».
Посему угроза получения автокефалии на Украине от Вселенского Патриархата для канонической УПЦ МП и всего мирового православия ничуть не стала меньше. Она просто на время отложена. Надолго ли?
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[2] Там же
[3] Единая поместная православная украинская церковь
[8] Кстати, прихожанина УПЦ КП
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs