6 августа министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой». На данный момент между Россией и Украиной, кроме грузовых поездов, курсирует один российский (Москва — Кишинев) и несколько украинских пассажирских поездов. В целом транспортная ситуация между Россией и Украиной следующая - нет воздушного сообщения с 2015 года, ходят поезда, есть автобусное сообщение.
Идеи прекратить железнодорожное сообщение возникают в Киеве регулярно. Так, в мае 2017 года украинская госкомпания, на появление информации о прекращении железнодорожного сообщения заявила, что «Укрзализныця» не планирует прекращать железнодорожное сообщение с Россией: «Не планируем прекращать и не рассматриваем такую идею». Однако, уже в декабре 2017 года министр Омелян заявил, что «Укрзализныця» может прекратить железнодорожное сообщение с Россией с 2018 года. Стимулом для этого заявления, очевидно, стал запуск 11 декабря 2017 года движения поездов (120 пассажирских и 30 грузовых) в обход Украины по построенной ветке Миллерово — Журавка длиной 137 км. До этого российские поезда южного направления дважды пересекали границу Украины, проходя по территории Луганской области. Новая ветка была построена в условиях внутреннего военного конфликта на юго-востоке Украины, с целью избежать угрозы российскому железнодорожному сообщению.
Тогда же г-н Омелян приветствовал пуск российских поездов в обход Украины, так как, по его мнению, это якобы «снижает риск любых террористических актов». В этой формулировке, расплывчатой и бессмысленной, есть только одно – антироссийская направленность, что вводит амбициозного министра в популярный контекст украинской антироссийской политики.
Вновь вспыхнувшее желание отказаться от железнодорожного сообщения с Россией, обозначенное министром Омеляном, включает в себя предложение вывести это решение на государственный уровень: «Мы подготовили ряд контрмер …В этот комплекс мероприятий входит и прекращение железнодорожного сообщения с Россией. Вопрос обсуждался на межведомственных рабочих встречах в Министерстве инфраструктуры. Мы хотим, чтобы это было вынесено в плоскость правительства или Совета национальной безопасности и обороны Украины с тем, чтобы соответствующее решение было принято уже на государственном уровне».
Это предложение стоит внимательно рассмотреть. Оказывается, за громкими заявлениями министра стоит не позиция украинского правительства, а мнения «рабочих групп» при министерстве, и желание вынести вопрос на обсуждение в «плоскость правительства». Одним словом, речь идет либо об «эксцессе исполнителя» в лице министра, либо о страусиной тактике (голова в песке) украинского правительства: заявление, вроде как и сделано, вроде как и государственным чиновником, но позицией правительства и власти как бы не является. Теперь об ограничениях. Как подчеркнул министр Омелян, сейчас речь идет исключительно о прекращении пассажирского ж/д сообщения: «На этом этапе мы говорим о регулярном железнодорожном пассажирском сообщении. По грузовому сообщению есть проблема не только в том, что «Укрзализныця» лишится существенных поступлений в ее бюджет, но и с международным законодательством, в частности, с теми обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках Всемирной торговой организации. А потому сейчас мы эту тему изучаем, но не продвигаем». Итак, судя по заявлениям, если украинская сторона имеет намерение прервать ж/д сообщение с Россией, то речь - только о пассажирских поездах.
В Федеральной пассажирской компании (ФПК) России, комментируя заявление Омеляна, отметили, что через территорию Украины ходит лишь российский поезд «Москва — Кишинев». Остальные поезда имеют украинскую прописку. То есть, если Украина пойдет на такой шаг, то она прекратит свое ж/д сообщение с Россией, которое для Украины имеет весомую экономическую составляющую: «За шесть месяцев 2018 года оператор украинских железных дорог «Укрзализныця» заработал 177,6 млн. грн. (442,8 млн. руб.) за счет поездов, следующих в Россию и обратно. (...) Прибыль от курсирования поезда Киев — Москва составила 63 млн. грн. (157 млн руб.), от маршрута Львов — Москва — 38 млн. грн. (94,7 млн. руб.). Также положительный финансовый результат показывают поезда, следующие по маршрутам Днепр — Москва, Харьков — Москва, Харьков — Санкт-Петербург, Одесса — Москва, Николаев — Москва».
Еще одна деталь о существующем пассажирском ж/д сообщении, которая весьма красноречиво характеризует его особенности: «Между Россией и Украиной уже нет прямых поездов российского формирования. Еще в 2014 году, сразу после референдума в Крыму и начала гражданской войны в Донбассе, Москва решила лишний раз не рисковать российскими пассажирами и резко сократила число «украинских» составов — как транзитных, так и прямых». Повторимся: Россия формирует в настоящее время только один, транзитный состав «Москва – Кишинев», остальные поезда – формируются Украиной, и их работа – вопрос прибыли, прежде всего, украинской стороны.
Экономика грузоперевозок еще более существенна как для "Укрзализныци", так и для Киева. Обязательства в рамках ВТО и прибыль от грузовых перевозок заставляют Украину пока даже не обсуждать прекращение этого сегмента ж/д сообщений. Но в рамках этих ограничений Киев все равно предпринял определенные недружественные шаги еще весной 2017 года: «….против России были введены и частичные железнодорожные санкции. В частности, Киев запретил перевозку всех грузов и пустых вагонов, в том числе транзит по территории Украины, для ряда компаний-собственников из РФ. Сейчас российские компании в ускоренном темпе перегоняют свои вагоны на родину, а для Украины это получился очередной и вполне типичный выстрел в свою же ногу. Ведь «Укрзализнице» и раньше катастрофически не хватало вагонов для нужд промышленности и энергетики (к примеру, для перевозки угля), а о том, какие взятки нужны, чтобы выбить лишний состав, в среде бизнеса ходят настоящие легенды. Теперь без тысяч российских вагонов ситуация в отрасли еще более усугубится, зато Киев получит удобный рычаг для того, чтобы помогать «правильному» бизнесу и топить «неправильный»». (lenta.ru)
И все это делается на фоне данных Национального банка Украины о том, что «товарооборот между Россией и Украиной в период с января по ноябрь 2017 года вырос на 28,6% — до 9,36 миллиарда долларов».
Таким образом, за каждым «патриотическим» решением, сопровождаемым антироссийской риторикой, стоят потери внутренней выгоды для украинской стороны.
Самое печальное для Украины, что техногенная ситуация в стране ухудшается с каждым годом.Об этом говорят давно, когда ряд украинских политиков создали «Комитет - 2005», данная организация уже тогда заявила о необходимости инфраструктурного обновления Украины. Все объекты инфраструктуры (дороги, промышленные предприятия, энергетика, канализационная сеть) были созданы еще при СССР, дальнейшая их эксплуатация, без реконструкции и строительства новых – путь к техногенным катастрофам, так как износ основных фондов в атомной энергетике, металлургии, теплоэнергетике, химической промышленности достигает 80—90%.
За прошедшие годы изменилось немногое, впрочем, забот об инфраструктуре стало меньше в связи с образованием ДНР и ЛНР на Донбассе, где концентрация объектов значительная – промышленность всех типов, крупные города, энергетика.
Однако, похоже, министр инфраструктуры имеет другие приоритеты своей деятельности, и они касаются не столько вопросов инфраструктуры, сколько вопросов политики. Заявление украинского министра несет в себе значительную личную составляющую. Инфраструктурных успехов последнее время в Украине не наблюдается. Но выборы проходят регулярно, а «постреволюционное» время внедрило в элиту новые фигуры, которым нужны ресурсы для политической карьеры. Если нет ресурсов финансовых, нет ресурса реальных дел, то можно наработать ресурс популизма. Какие последствия в реальности будут иметь подобные заявления? Политиков подобного толка это не сильно волнует. Они верят, что свой след в умах граждан и власти уже оставили. Потом можно будет вступить в торги с той или иной политической группой, и, наконец, идти на выборы, или получить должность.
Как признают сами украинские чиновники - если говорить о вероятности прекращения железнодорожного сообщения между странами, то ключевой ответ должен лежать в экономической плоскости (грузооборот, товарооборот, трудовая миграция). И тогда он будет отрицательным. Однако сиюминутная политическая целесообразность в очередной раз может взять верх.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs