Недавняя встреча министра иностранных дел России С. Лаврова с главами внешнеполитических ведомств стран АСЕАН стала важной вехой на пути к установлению стратегического партнерства – эта задача была поставлена на саммите Россия-АСЕАН в Сочи в мае 2016 г.
Свидетельством серьезности российских намерений по достижению этой цели стала насыщенная повестка дня обсуждений по широкому спектру вопросов безопасности и торгово-экономического сотрудничества. Венец этих дипломатических усилий – первый в истории визит Президента России В.В. Путина на саммит АСЕАН и Восточноазиатский саммит (ВАС) в ноябре 2018 г. в Сингапуре.
Россия предложила АСЕАН целый ряд инициатив в сфере безопасности, в том числе предложение наладить сотрудничество по борьбе с международным терроризмом. В рамках партнерства с АСЕАН, Россия и Индонезия будут руководить соответствующими профильными рабочими группами. Второе направление – это борьба с киберпреступностью, обеспечение безопасности в информационном пространстве.
Еще одно направление, не менее важное, – это преодоление последствий и предупреждение стихийных бедствий.
Все это – часть общих усилий по созданию новой модели региональной безопасности. Еще в сентябре 2010 г. руководители РФ и КНР выдвинули совместную инициативу об укреплении безопасности и сотрудничества в АТР, суть которой – подтверждение всеми странами региона приверженности принципу равной и неделимой безопасности, отказ от попыток укрепления собственной безопасности за счет безопасности других и недопущение действий, которые вели бы к возникновению в регионе новых разделительных линий.
Эта инициатива основана на принципе «сетевой дипломатии» - горизонтального взаимодействия и не-иерархической координации усилий разнонаправленных и разноформатных двусторонних и многосторонних механизмов безопасности и диалоговых форумов, уже существующих в АТР. Сетевая дипломатия полностью соответствует азиатско-тихоокеанским реалиям и может привести в перспективе к формированию новой региональной архитектуры безопасности и сотрудничества – транспарентной, инклюзивной и равноправной.
Вопрос в том, чтобы найти подходящую платформу для такого сетевого взаимодействия. Формат ВАС, традиционно «привязанный» к ежегодным саммитам АСЕАН и уже завоевавший широкий международный авторитет, может стать оптимальным прототипом такой платформы.
Дипломатическая работа по подготовке саммита ВАС 15 ноября 2018 г. идет полным ходом. Вслед за визитом С. Лаврова в Сингапуре состоялась министерская встреча стран-участниц ВАС и 25-й сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности АРФ, на которой была поддержано российское предложение о принятии лидерами заявления по противодействию угрозе, исходящей от иностранных террористов-боевиков в АТР.
В контексте выполнения Манильского плана действий на 2018-2022 гг. участники обсудили также вопросы практического взаимодействия на ключевых направлениях, таких как энергетика, финансы, образование, здравоохранение, чрезвычайное реагирование, обеспечение взаимосвязанности, продовольственная безопасность, сотрудничество на море.
Другое направление работы по созданию стратегического партнерства Россия-АСЕАН – это экономика. Только за прошлый год совокупный товарооборот между Россией и странами АСЕАН, который приближается к 20 млрд. долл. США, увеличился более чем на треть. Еще одно движение вперед по траектории, которая была одобрена в Сочи в мае 2016 г., – это налаживание контактов между АСЕАН, Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Между секретариатами организаций уже установлены рабочие контакты, и сейчас готовятся «дорожные карты» по развитию контактов на будущее.
Все это идет в русле формирования Большого Евразийского партнерства (БЕП), о котором Президент России В.В. Путин говорил на саммите Россия-АСЕАН в Сочи в мае 2016 г. Речь идет о перспективах развития торгово-экономических связей АСЕАН с ЕАЭС и ШОС в интересах налаживания широкого интеграционного взаимодействия на пространстве Большой Евразии.
Эта работа осложняется тем, что пока не было прецедентов межблоковых торгово-экономических партнерств. Однако, по мнению экспертов и экономистов России и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) вполне реально в 10-летней перспективе сформировать БЕП как сеть зон свободной торговли (ЗСТ) и набора торговых блоков.
Россия уже создала зону свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом (после этого оборот взаимной торговли уже вырос на 20%); соглашение о создании ЗСТ с Сингапуром находится в высокой степени готовности. Также ЗСТ обсуждается с Камбоджей и рядом других стран. Российская сторона, двигаясь «от частного к общему», последовательно готовится к заключению соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и АСЕАН, анонсированного еще два года назад.
Итак, Россия разворачивает детальную и кропотливую работу по присоединению к механизмам экономической интеграции в АСЕАН. Это важно не только для участия России в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции, но и для развития евразийской интеграции в рамках ЕАЭС. Евразийский экономический союз начинает свою работу по укреплению межблокового сотрудничества, чтобы найти и закрепить за собой конкурентоспособную нишу среди мировых «экономических гигантов» - стран ЕС и Юго-Восточной Азии, США, Китая.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs