На днях Дональд Трамп подписал указ о восстановлении санкций в отношении Ирана. Своим экспертным мнением по этому поводу с журналом «Международная жизнь» поделилась ведущий эксперт Российского совета по международным делам, советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина.
Вводя санкции против Ирана, Дональд Трамп продолжает линию на дальнейшее давление на эту страну, но при этом он, как обычно бывает для Дональда Трампа, не имеет четкой ясной стратегии насчет того, как быть дальше. И это пугает, потому что нынешние шаги администрации США наверняка приведут к еще большему обострению ситуации в зоне Ближнего и Среднего Востока и, в частности, вокруг иранской ядерной программы.
Но при этом Дональд Трамп, идя на такие риски для всего международного сообщества, не имеет даже ясной, четкой картины, куда сам он намерен двигаться. Чего ищет Трамп вокруг Ирана? Можно сказать, что он ищет «черную кошку в темной комнате», и найти ему ее там не удастся. Американцы значительно преувеличивают те якобы угрозы, которые исходят от Ирана, и в этом они повторяют слова некоторых своих союзников, таких как Израиль и Саудовская Аравия. Но Россия хорошо доказала, что с Ираном можно и нужно сотрудничать, возможны плодотворные партнерства.
Яркий пример – это то, что происходит в Сирии, переговорный процесс в Астане, где три посредника являются ключевыми: Россия, Иран и Турция. Москва доказывает, что вполне можно снижать напряженность в данном регионе, без того бурлящем, и вполне можно добиваться каких-то компромиссов. Недаром, когда в мае этого года израильтяне нанесли удары по иранским объектам в Сирии, никто иной, как Президент В.Путин звонил и руководителям Ирана, и премьер-министру Израиля Нетаньяху и смог разрешить эту ситуацию, которая была чревата опасным развитием событий.
А вот Дональд Трамп, такое ощущение, не готов воспринимать всю степень ответственности, которая лежит на его плечах, и с большой легкостью готов наоборот обострять ситуацию, хотя это чревато новыми военными конфликтами. Причем речь о регионе, где и без того уже продолжается многие годы йеменский конфликт, сирийский, иракский. Обстановка очень опасная, но явно Трамп на этом останавливаться не будет. В ноябре последует еще один этап ужесточения односторонних американских санкций. Это игра с огнем в очень взрывоопасном регионе.
Иранцы все последние годы пытались договориться с международным сообществом. И то, что произошло в 2015 г. – это было торжество разума и успеха дипломатических усилий, когда «шестерка» государств, в том числе Россия, те же США, добились того, что Иран пошел на уступки по своей ядерной программе, и была достигнута эта знаменитая ядерная сделка. Американцы вышли в мае этого года, и иранцы вполне обосновано выражают свое негодование по поводу как того шага, так и нынешних новых шагов США по ужесточению антииранских санкций. Ведь возникает вопрос: «Что дальше, чего хотят американцы»? А ответа на этот вопрос нет, но зато есть негативные последствия. Драматизируется ситуация вокруг Ирана, а это всплесками отражается на конфликтах во всем регионе Ближнего Востока. Иранцы имеют очень большое влияние в регионе и могут ответить асимметрично.
Исходя из того, как действуют сейчас США, ситуация вокруг Ирана может развиваться по самому опасному сценарию, когда будет возрастать напряженность вокруг этой страны. Ведь можно вспомнить, как несколько лет назад аналитики на полном серьезе рассуждали о том, а не нанесет ли тот же Израиль удары по ядерным объектам Ирана. Это очень опасно, но все может пойти и по другому, разумному сценарию. Этот сценарий всякий раз прочерчивает Россия, которая не просто говорит, но и доказывает на деле, что можно выстраивать партнерство, можно выстраивать партнерство между такими странами, как Турция и Иран. Если американцы захотят, они тоже могут пойти по этому пути. Другое дело, захотят ли?
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs