8 августа отмечается годовщина начала войны в Южной Осетии. Свои комментарии по этому поводу журналу «Международная жизнь» дал эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев.
8 августа 2018 г. в России, Грузии, Южной Осетии и Абхазии отмечают годовщину августовской пятидневной войны, которая имела достаточно серьезные последствия для архитектуры безопасности Кавказа, и вообще для российско-грузинских отношений, и для внешней политики РФ. Говоря о боевых действиях, которые продлились с 8-12 августа 2008 г. и начались как вооруженное вторжение грузинских формирований, массированный обстрел Цхинвала – столицы Южной Осетии, мы помним все эти кадры. Потом сухопутное вторжение грузинской армии, которая попыталась овладеть столицей Южной Осетии и ключевыми населенными пунктами республики и попыталась выйти к Рокскому тоннелю. Соответственно, это встретило решение РФ, российского руководства о необходимости спасения Южной Осетии и ее народа фактически от оккупации, угрозы уничтожения. Все это вылилось в известные военные действия, когда грузинские войска были отброшены с территории Южной Осетии и Абхазии, и затем последовало решение РФ о признании республики Южная Осетия, республики Абхазия в качестве независимых государств, что коренным образом изменило ситуацию на Кавказе и, естественно, негативно повлияло на российско-грузинские отношения. Но в то же время с двумя новыми независимыми государствами Южного Кавказа Россия заключила договора, в том числе и в военно-политической сфере, и по сей день является гарантом их безопасности, что было неоднократно подтверждено и заявлено еще раз в эти августовские дни. Что касается подоплеки событий 2008 г., то мы прекрасно знаем, что Грузия готовилась к войне, наращивала вооружение, обзаводилась политико-дипломатической поддержкой со стороны своих заокеанских партнеров. Мы это прекрасно помним, и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев напомнил о визите Кондолизы Райс в июле 2008 г. в Тбилиси. Я хотел бы со своей стороны напомнить, что этот визит был далеко не единственным. Американские эмиссары, очевидно, всячески склоняли своего грузинского союзника на подобного рода авантюру. И, насколько мы можем понимать, в Тбилиси царила полная уверенность в том, что Россия не вмешается и «проглотит» атаку на Южную Осетию как должное. Но в политике необходимо предвидеть свои поступки и нести за них ответственность.
Мы видим, что теперь Михаил Саакашвили не при делах не только в своей собственной стране, где против него выдвигаются различные обвинения, он не удержался даже в Украине, где был назначен, как мы помним, несколько лет назад губернатором Одесской области, но не справился и с этой работой. Теперь ему остается только в эфире радио «Эхо Москвы» или других радиостанций, видимо дружественных по духу, говорить о том, как он дал отпор российским «агрессорам». Но это все «разговоры в пользу бедных». Мы видим, что ситуация на Южном Кавказе поменялась коренным образом, и, соответственно, Россия продолжает выстраивать отношения с Сухуми и Цхинвалом в различных форматах именно как с независимыми государствами.
Что касается Грузии, то торгово-экономические отношения с этой стороны развиваются, достигнута частичная нормализация отношений в формате комиссии Карасин-Абашидзе и других форматах. Однако совершенно очевидно, что никакого пересмотра, принятых в 2008 г. решений с Россией не будет, и с этим, я думаю, надо считаться всем, в том числе и грузинской стороне, и всем его союзникам, которые в настоящий момент проводят демонстративные учения «Достойный партнер 2018» в непосредственной близости от границ с Абхазией и Южной Осетией.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs