Осенью 2017 Владимир Потанский дебютировал на сцене Венской оперы в «Игроке» Прокофьева, после чего получил несколько предложений от других прославленных театров. Тенор, которого коллеги прозвали «Тараном» за умение получать желаемое, признается, что ради цели готов и рисковать, и жертвовать. Мы встретились в венском уличном кафе, застав сотни митингующих по очередному политическому поводу, с песнями и плакатами проплывающих мимо.
Раз уж так совпало, что мы попали в гущу протестующих, не могу не спросить. Вы когда-нибудь участвовали в митингах?
Политика не обходит никого из нас стороной, поскольку мы все – активные и интересующиеся, но я считаю, что надо быть выше нее и просто хорошо делать свое дело. Человек искусства должен через музыку, краски, слова, игру выражать себя. Для этого необязательно ходить на митинги в поддержку или против политических сил. К тому же резкие перемены не всегда приводят к лучшему.
А если говорить о функции посредника?
Я всегда стараюсь делать максимум из того, что могу на данный момент. Будь то оперная постановка или концерт, артист должен иметь, что сказать, иначе зачем тогда он занимается искусством. Мне хочется донести что-то важное о мире, о любви, о гармонии. Публика в зале бывает разная, но иногда через музыку и слова удается передать людям то, что может заставить задуматься о собственной жизни.
Ваш международный дебют состоялся на сцене Венской оперы – той, которая для многих остается мечтой. Что нужно молодому талантливому певцу, чтобы его карьера сложилась?
Раньше можно было выйти, гениально спеть и больше ничего не требовалось. Сейчас театр – больше режиссерский. Мало иметь красивый голос и обладать вокальной техникой, надо и выглядеть хорошо, и знать языки, и уметь общаться. А чтобы сделать мировую карьеру, важно собрать команду. Тех, кто бы полностью занимался тобой и предложил работу, очень непросто найти. Для этого надо проявить себя. Даже гении без качественного менеджмента часто радуют своим голосом лишь родных и близких. Я знаю многих, кто в итоге ушел в хор, в преподавание или совсем из профессии. Такое бывает достаточно часто. Я – человек верующий и могу сказать, что на всё воля Божья. И при этом важно оказаться в нужное время и в нужном месте. Впрочем, это не только в нашей профессии, так вообще в жизни.
Вы говорите про карьеру, но в то же время часто подчеркиваете, что не очень любите это слово. Почему?
Мы все делаем карьеру, но это слово не очень применимо для людей, которые работают в сфере искусства. Я бы заменил его на «дело жизни».
Что в своей жизни Вы считаете везением?
Я считаю счастьем, что встретил своего педагога по вокалу – Светлану Владимировну Колонину-Кайтанджян. За те годы, что мы занимаемся, она стала мне практически родной. Именно ей я обязан всем, что умею. Более того, когда у меня были спектакли в Венской опере, я звонил ей, и Светлана Владимировна по телефону меня распевала, настраивала. Это гениальный человек.
Вы с детства знали, что будете петь?
Я несколько лет занимался боксом и смешанными единоборствами. Окончил художественную школу и даже получил несколько международных наград за свои работы, в Америке прошла моя выставка. Я хотел продолжить обучение в этой сфере, но всё же выбрал музыку. Музыкальную школу я окончил по классу виолончели и неплохо играю на фортепиано и классической гитаре.
Как в этой истории про спорт, изобразительное искусство и игру на музыкальных инструментах появился вокал?
В семье никто не занимался музыкой профессионально, хотя у бабушек и дедушек были хорошие голоса. Мой отец был инженером-строителем, мама преподает иностранные языки, сестра пошла по ее стопам, а мне всегда нравилось петь. В доме постоянно звучала музыка – не только классическая, но и джаз, и хорошая популярная музыка. Дедушка слушал Лемешева, Козловского, Шаляпина, включал «Скажите, девушки, подружке вашей» и говорил мне: «Послушай, как поет Сергей Лемешев». На многих концертах я исполняю эту песню, но, к сожалению, дедушка не застал этого.
А в какой момент Вы захотели заниматься музыкой профессионально?
Мне было около 15 лет, когда я начал заниматься вокалом. Я смотрел на оперных певцов в театре и всё время думал о том, как они могут без микрофона и в движении петь так, чтобы звук их голосов пролетал оркестровую яму и преодолевал акустику. Меня это восхищало, хотелось самому влиться в подобное, а когда посмотрел концерт «трех теноров», понял, что надо заниматься оперой. Я поступил в музыкальный колледж им. Шнитке. Моим первым педагогом по академическому вокалу был тенор, солист Большого Театра и Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, артист Ансамбля им. Александрова Оганес Георгиян. Он был прекрасным певцом и человеком. К сожалению, Оганес Петрович трагически погиб в авиакатастрофе, которая унесла жизни и других артистов этого коллектива.
Параллельно с учебой в колледже я занимался дирижированием и композицией в Консерватории им. Чайковского. Были мысли учиться на Композиторском факультете, так как у меня в сочинениях есть симфоническая, камерная и вокальная музыка. Я и сейчас иногда пишу, особенно в самолетах или поездах, и мысль о дирижировании не отпускаю.
Вы окончили в Москве колледж, затем институт, почему потом решили продолжить учебу в Зальцбурге, чего не хватило?
Однажды в Москву приехал профессор университета Моцартеум. Он прослушал меня и спросил, хочу ли я всю жизнь быть в штате одного театра или петь в разных театрах по всему миру. В итоге я получил приглашение на стажировку и совет работать над стилистикой, языками и менталитетом.
К слову о менталитете и стране, Вы часто сталкиваетесь со стереотипами о России?
Мне абсолютно серьезно задавали вопросы про медведей в ушанках на Красной площади, которых поят водкой.
Откуда взялось прозвище «Таран» и насколько оно про Вас?
Однажды мне сказали: «Владимир, Вы выходите на сцену, как таран». Я задумался. С одной стороны, это орудие, которое разбивает стены. С другой – атака, которая может закончиться смертью ради результата. Мне близко это.
Цель стоит таких жертв?
Раньше приходилось очень сложно, да и сейчас бывают разные периоды, но я считаю, что если ты за что-то взялся, надо идти до конца. Идущий в гору не останавливается.
Ни разу не было слабости все бросить?
Я был близок. После премий на многих конкурсах, совместных выступлений с признанными музыкантами, крупных российских сцен я сидел на улице и думал, что же дальше делать. Студенческая беззаботность закончилась. Конечно, спустя время всё наладилось, я много где спел, в том числе на открытии сезона 2014 в Большом театре в опере Прокофьева «Семен Котко» с Симфонической капеллой под управлением В.К. Полянского.
Вы помните тот день, когда были настолько счастливы, что сами себе сказали: «Неужели это со мной?»
Когда мама, сестра и мой педагог вместе смотрели, как их сын, брат и ученик в первый раз пел на сцене Венской оперы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs