ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Проблемы транзита власти на Украине

11:26 16.07.2018 • Денис Батурин, политолог

«Как это сделать?» Вот вопрос, который сидит в голове у Президента Украины Петра Порошенко и его ближайших соратников, тех, чье дальнейшее благополучие зависит от политической судьбы президента. Вопрос о том - как Порошенко переизбраться на второй срок, или, на худой конец, реализовать некий вариант приемника.

Вариантов успешной кампании у Порошенко не так много, ряд заготовок уже не сработали, а некоторые сработали, но уже дурно пахнут, есть еще варианты, подкупающие своей кажущейся эффективностью, однако они могут вызвать вопросы у зарубежных партнеров.

Об одной из заготовок мы уже писали – это переформатирование АТО (антитеррористической операции) в ОСС (операцию специальных сил), что открывает для Порошенко довольно сомнительные возможности: «Изменение структуры командования операцией – демонстрация и тестирование возможности введения военного положения во всей стране, а в этом случае выборы проводиться не могут. Намек потенциальным кандидатам в президенты на выборах-2019 весьма прозрачный». (https://interaffairs.ru/news/show/19848)

В свою очередь политические оппоненты строят свою кампанию не только на программах и проектах, но и на блокировании возможных стратегий избирательной кампании Порошенко. 5 июля лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко сделала заявление: «Порошенко хочет инициировать начало войны в Украине, чтобы дополнительно были захвачены территории Украины. Он хочет вводить чрезвычайное положение, чтобы не проводить в стране выборы». (korrespondent.net) Для реализации этого плана, по словам Тимошенко, власть уже, якобы, начала переговоры с руководителями ДНР и ЛНР. А идут на эти переговоры руководители ДНР и ЛНР якобы потому, заявляет Тимошенко, что имеют с Порошенко «дружеские отношения», завязанные на контрабанду, а киевские властители имеют выгоду с ассигнований на войну. Чушь несусветная, но так Тимошенко одновременно дискредитирует одну из возможных стратегий кампании Порошенко по сохранению власти и при этом остается в патриотическом контексте украинской внутренней политики.

Каким бы привлекательным ни был сценарий введения военного положения и отмены выборов, он является и самым рискованным. Ровно настолько, насколько в случае своей реализации он может успешно позволить Порошенко сохранить власть и воздействовать в условиях военного положения на конкурентов, настолько же этот сценарий опасен для Порошенко с точки зрения реакции общества и использования негативных общественных настроений конкурентами действующего президента Украины. Одним словом возможен новый майдан.

Следующая стратегия – прямая, стратегия власти, основанная на административном ресурсе и подкупе избирателей и региональных элит. К такому варианту должны привлекаться силовые структуры (полиция, прокуратура, спецслужбы), под нее нужен пул финансистов, с четким планом и договоренностями по компенсации потраченных на кампанию кандидата средств. Но и по реализации этого сценария у Порошенко есть проблемы.

Полиция им не контролируется, как по причине реформы на западный манер, так и по причине того, что министр внутренних дел Арсен Аваков имеет свои интересы и политические предпочтения – это «Народный фронт» (НФ) бывшего премьера Арсения Яценюка. Рейтинг НФ и Яценюка также не внушает оптимизма. Однако, это более безопасная ставка для Авакова, так как ставка на Порошенко может утянуть его вместе с ним на политическое дно. Кроме того, между Порошенко и лидерами НФ существуют как коалиционные договоренности, так и серьезные противоречия.

Украинская спецслужба (СБУ) опорой также не является, никогда политическим влиянием не обладала, а сейчас, к тому же, находится под контролем зарубежных коллег. Генеральная прокуратура тоже не станет ресурсом Порошенко, так как ее возглавляет Юрий Луценко, считающий себя весьма перспективным политиком.

Административный ресурс в виде влияния на глав областей, городов и районов также под вопросом. Децентрализация вывела местных руководителей из-под влияния вертикали власти, оказать на них давление через силовиков по описанным выше причинам не получится. Главы областей, несмотря на прямое подчинение администрации президента, также будут вести себя осторожно, присматриваться к другим кандидатам и делать свои выводы.

Финансовый ресурс – и здесь все неоднозначно, пул финансистов Порошенко не перебьет своими капиталами капитал других кандидатов и их финансистов.

В качестве стратегии «успехов» Порошенко может предложить избирателям достижения власти с 2014 года: противостояние «российской агрессии», всевозможные резолюции международных организаций по этому поводу, а также, санкционные инициативы, безвизовый режим с ЕС (уже случился и на кандидатский рейтинг вряд ли повлияет), усилия по получению Украинской православной церковью Киевского патриархата автокефалии (пока успехом не увенчались). Кроме того, упор может быть сделан и на тему политических заключенных, освобождения которых требует Украина, и для посещения которых украинский омбудсмен Л.Денисова делает странные вещи, которые скорее отдаляют ее от цели.

Площадку саммита Украина-ЕС Порошенко попытался отработать по полной программе, о чем свидетельствуют ряд пунктов совместного заявления по результатам саммита, прошедшего 9 июля. (bykvu.com)

Однако, как отмечают украинские издания, многое осталось в мечтах: «Таможенный союз Украина-ЕС; путь к Шенгенскому соглашению; критика "Северного потока" и т.д. – все это осталось только в мечтах, проектах и ​ письмах из Украины» (eurointegration.com.ua)

Саммит подтвердил важность для Порошенко международных площадок для формирования точек опоры его избирательной кампании. И в этом смысле ситуация для Порошенко крайне серьезная, так как, прошлогодний саммит завершился вообще без совместной резолюции по причине позиции Нидерландов в отношении «европейских устремлений» Украины. Поэтому, относительным успехом для Украины можно считать сам факт появления итогового документа. Была угроза, что и в этот раз итоговый документ может быть заблокирован Венгрией, имеющей к Украине претензии по поводу национальной политики и закона об образовании. Однако, что называется, пронесло, Будапешт, видимо устроили содержащиеся в итоговом документе слова «права нацменьшинства сужать недопустимо», со ссылкой на "Конвенции ООН и Совета Европы и связанные протоколы".

Саммит в Брюсселе завершился с более скромным результатом, чем ожидал Порошенко, намереваясь сделать евроинтеграционные успехи одним из нервов своей президентской кампании. В формате и перспективах интеграции в ЕС для Украины ничего не изменилось. А такие ожидания были. В частности, Порошенко на саммите Восточного партнерства в 2017 году заявил: «Украина рассчитывает на "четыре союза" – энергетический союз; цифровой единый рынок; таможенный союз и ассоциацию с Шенгенской зоной». Однако эти идеи на саммите поддержаны и обозначены не были, что лишило кампанию Порошенко серьезного евроинтеграционного козыря.

Как отмечают эксперты, хорошим катализатором для кампании Порошенко могли бы стать внеочередные парламентские выборы и реформа парламента – сокращение количества депутатов с 450 до 300. Однако, эту возможность сам парламент - Верховная Рада Украины - предоставлять президенту собирается вряд ли. У парламентариев нет интереса ни в досрочных выборах, ни в сокращении своего количества, ни в том, чтобы играть в интересах Порошенко. К тому же Запад вряд ли отнесется положительно к такой выборной инженерии Петра Порошенко.

Описанная выше ситуация говорит о том, что переизбрание для Петра Порошенко задача очень сложная. Поэтому в воздухе висит сакраментальный вопрос – что делать? У Порошенко есть два варианта.

  1. Уже сейчас идти на договоренности с наиболее перспективным кандидатом и начинать работать на его победу, под политические гарантии для самого Порошенко, а также его окружения, под гарантии сохранения его бизнеса. Но такого человека пока не видно.

  2. Искать запасной аэродром в международных структурах, в качестве бойца с «российской агрессией на передовой». Эта позиция заставит Порошенко уже сейчас быть крайне осмотрительным во внутриполитических играх и непримиримым на международных площадках. В этом смысле минские договоренности будут оставаться скорее в замороженном состоянии, а также будут изыскиваться новые поводы для новых санкций. Определенным индикатором в контексте ситуации Порошенко может стать саммит НАТО, вернее, характер и содержание участия в нем президента Украины.

Как показывает анализ ситуации, вероятность транзита (переизбраться или найти «приемника», который даст гарантии политической и экономической безопасности) для Порошенко остается почти нерешаемой задачей. И в этих обстоятельствах от него можно ожидать или непредсказуемых шагов, или действий по второму варианту. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати