Подготовка к выборам президента Украины идет полным ходом. В этот процесс вовлекаются все новые темы и ситуации. Большой темой для действующего президента Украины Петра Порошенко является конфликт на юго-востоке и начатая в связи с этим и.о. президента Александром Турчиновым в 2014 году АТО (антитеррористическая операция). Объявленная по законам "революционного" времени АТО изначально была и оставалась вне законодательного и конституционно поля Украины, несмотря на то, что в украинском законодательстве существует закон «О борьбе с терроризмом», на основании которого Верховная Рада Украины приняла решение о проведении АТО. Основанное на упомянутом законе решение никак не соответствовало данному закону и принималось властью, легитимность которой была под вопросом.
Неясная структура командования АТО и система ответственности, незаконные воинские формирования в виде неких национальных и добровольных батальонов и еще многое вызывали массу вопросов, которые задавали и задают Киеву как внутри Украины (и оппозиция, и граждане), так и на международном уровне.
Борьба с терроризмом – это прерогатива специальных служб, то есть, Службы безопасности Украины (СБУ), что и отражено в законе «О борьбе с терроризмом», однако участие в АТО приняли сотрудники МВД и армейские подразделения. Кроме того, командование АТО было возложено на министра внутренних дел, что превращало антитеррористическую операцию в операцию полицейскую, что вновь ставило вопрос ее легитимности. Ну и наконец, АТО, согласно закону, подразумевает локальный характер операции на территории района или населенного пункта, освобождение захваченного здания или транспортного средства, на что широкомасштабные действия украинской армии с использованием артиллерии совсем не похожи.
С 30 апреля 2018 года Киев проводит на Донбассе так называемую «Операцию объединенных сил» (ООС). Уже в самой формулировке названия операции заложена попытка обоснования сборной солянки силовых структур, задействованных в операции. Командование ООС возложено на Объединенный оперативный штаб, возглавляемый командующим Объединенными силами, который подчиняется непосредственно Главнокомандующему Украины, то есть президенту страны. Так же, «отец» АТО Александр Турчинов, возглавляющий в настоящее время Совет национальной безопасности и обороны Украины, заметил, что ООС не исключает «точечное проведение АТО», фактически говоря о намерении проведения спецопераций на территории ДНР и ЛНР.
Надо сказать, к переформатированию АТО Киев готовился давно. Среди необходимых действий, чтобы придать операции против ДНР и ЛНР некоторую легитимность, было необходимо - указать, от кого исходит так называемая «террористическая угроза». По этой причине (в том числе) 18 января Верховной Радой Украины был принят закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Согласно упомянутому закону Россия якобы является «страной агрессором», при этом украинские политики и медиа заявляют, что на юго-востоке Украины на стороне ополченцев якобы воюют российские военные. Поэтому, Киев не признает ДНР и ЛНР и не считает их (делает вид, что не считает) сторонами конфликта. За всеми этими ложными обвинениями камуфлируется основная цель. Задача для Порошенко и его режима - придумать виновника дезинтеграции Украины и попытаться ввести действия постмайданной власти, даже постфактум, в рамки легитимности. При этом Порошенко не ставит перед собой задачу изменить ситуацию на юго-востоке. Для него главной остается внешнеполитическая задача – по мере сил способствовать противостоянию России и Запада, получить благодаря этому курсу экономическую и политическую поддержку. Как итог этих усилий - представить некие достижения уже в самой Украине, пусть даже они будут из области виртуальной легитимации и декларируемых успехов. (russian.rt.com)
Происходящее – это во многом еще и процесс борьбы за власть. Согласно закону о «реинтеграции Донбасса», вся власть в зоне конфликта на юго-востоке передается военным (в том числе и контроль над силовиками из других ведомств – СБУ и МВД), а через них – главнокомандующему президенту Петру Порошенко. (strana.ua) Благодаря закону о смене формата операции на юго-востоке Петр Порошенко нарастил свои полномочия и юридически, и фактически. Под его прямым командованием теперь все силовики, находящиеся в состоянии боевой готовности на линии соприкосновения. С одной стороны - это ответственность (о чем Порошенко думал четыре месяца со времени принятия закона «о реинтеграции» и до начала ООС), с другой стороны - исключительные полномочия и новые силовые возможности высшего должностного лица за год до президентских выборов.
Учитывая, что Киев фактически держит в состоянии военного положения ДНР и ЛНР, изменение структуры командования операцией – тестирование возможности введения военного положения во всей стране, а в этом случае выборы проводиться не могут. Намек потенциальным кандидатам в президенты и оппонентам на выборах-2019 весьма прозрачный.
Упомянутый закон, а также изменение формата операции позволят Порошенко в ходе избирательной кампании задекларировать еще одну «перемогу» - теперь Киев отправляет силовиков на борьбу с «оккупантами», а не с «террористами-сепаратистами». Наличие неведомых «оккупантов» и «агрессоров» снимает с украинских силовиков, а значит и украинского государства вопрос компенсации и ответственности за ущерб, нанесенный своим гражданам в ходе АТО и будущих операций ООС.
Таким образом, судя по всему, перед выборами Порошенко хочет внести в политический процесс максимум легитимности с учётом особенностей современной украинской политической логики. Это и демонстрация Западу приверженности закону, но одновременно и приверженности политической целесообразности. Это и попытка выбить у политических оппонентов-конкурентов на выборах политические козыри, темы для критики, попытка навязать свою политическую повестку и монополизировать ее обсуждение.
Является ли введение ООС намерением обострить ситуацию на Донбассе, в качестве составляющей избирательной кампании Порошенко? Масштабная операция на Донбассе сомнительна, память котлов под Иловайском в 2014 году и Дебальцево в 2015 году свежа для украинских военных. Поэтому введение ООС можно скорее считать управленческим решением в рамках политической кампании Порошенко, а не началом полномасштабной военной операции. (ukraina.ru)
Однако острых ситуаций исключать не стоит. Это могут быть провокации, направленные против России, в связи с вводом в эксплуатацию Крымского моста, а также в районах добычи углеродов в западной части Чёрного моря, на которых работают буровые платформы крымской государственной компании «Черноморнефтегаз».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs