ПЕКИН, 09.07.2010.
Сегодня завершилась основная часть визита президента Пакистана Асифа Али Зардари в КНР. Программа турне главы пакистанского государства подразумевает еще посещение ЭКСПО в Шанхае, однако главные темы уже были проговорены. Среди наиболее важных аспектов двустороннего диалога специалисты единодушно выделили развитие сотрудничества между Исламабадом и Пекином в ядерной сфере, которое привлекало внимание еще одного их соседа – Индии.
Визит президента Пакистана официально начался вечером 6 июля, однако главная встреча – с председателем КНР Ху Цзиньтао – была намечена на среду. Она состоялась в Доме народных собраний, куда Зардари пришел не один, а в сопровождении своих двух дочерей. «Они очень хотели познакомиться с Вами», - сообщил своему коллеге пакистанский лидер. Разумеется, более предметная беседа на высшем уровне проходила уже в отсутствие представительниц молодого поколения. По результатам закрытых для прессы переговоров стороны подписали шесть знаковых соглашений о стратегическом сотрудничестве в таких областях, как законодательство, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение и медиа.
Коснулись лидеры двух стран и еще одной немаловажной темы – обеспечение безопасности в регионе. Стоит отметить, что в этой области партнерские связи Пекина и Исламабада в последнее время стали заметно укрепляться. На фоне визита Зардари на северо-западе Китая проходят масштабные китайско-пакистанские военные учения, которые должны завершиться 14 июля. Главная задача маневров – отработка навыков взаимодействия по противодействию терроризму. Не секрет, что обе страны имеют определенные проблемы в этой сфере. В КНР это Синьцзян-Уйгурский автономный район, где время от времени проявляет себя «Исламское движение Восточного Туркестана». Что касается Пакистана, то здесь проблемы более серьезные – на территории страны активно действует «Аль-Кайда». Поэтому еще одной темой, которую на встрече обсудили Ху Цзиньтао и Али Зардари, стало повышение сотрудничества в противостоянии так называемым «трем злам» - так в Китае окрестили терроризм, экстремизм и сепаратизм. Стороны договорились расширять сотрудничество по борьбе с этими бедствиями. Как отмечали здесь некоторые эксперты, возможно, речь даже идет о том, чтобы использовать китайские спецподразделения для борьбы с «Аль-Кайдой», однако официального подтверждения подобные версии пока не получили.
Еще одним важнейшим результатом завершившихся переговоров стало достижение договоренностей о сотрудничестве в сфере энергетики. Как процитировал слова главы Пакистана его пресс-секретарь: «Моя страна стоит перед лицом дефицита энергии и сейчас решает вопрос изыскания дополнительных тысяч мегаватт, которые надеется получить за счет комбинированного использования газа, угля, ядерной энергии и других возобновляемых источников». И именно помощь Пекина в развитии Исламабадом ядерной энергии стала в последнее время предметом жарких дискуссий в научных и дипломатических кругах. По итогам беседы двух лидеров конкретики добавлено не было, но уже сейчас очевидно - Китай намерен продолжать оказывать соседу помощь в развитии его атомного энергетического сектора как в финансовом, так, возможно, и в технологическом плане.
О важности этой темы не только для КНР и Пакистана говорит тот факт, что буквально за день до визита Зардари Пекин посетил спецпосланник индийского премьера и по совместительству советник по национальной безопасности Индии Шив Шанкар Менон. В ходе своего трехдневного турне он встретился с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао и министром иностранных дел Ян Цзечи. В Пекине ему надо было внести ясность в перспективы сотрудничества Китая и Пакистана в ядерной сфере. По результатам Шанкар Менон получил заверения, что китайско-пакистанские проекты носят исключительно мирный характер, проводятся в тесной кооперации с МАГАТЭ, полностью соответствуют нормам международного права и будут реализовываться в строгом соответствии с ними. Как полагают местные эксперты, большего спецпосланнику добиться не удалось.
Совместный атомный проект Пекина и Исламабада давно вызывает озабоченность Дели, равно как и Вашингтона. По их мнению, используемые технологии могут попасть к неконкретизируемой третьей стороне. Впрочем, первоначально шаг в сторону пересмотра жестких критериев системы нераспространения Индия и США сделали еще в 2008 году, когда американцы согласились предоставить индийцам гражданские ядерные технологии. Именно этот маневр, по оценкам экспертов, стал первой ласточкой в размывании структуры нераспространения в ЮВА. Дальше уже пошла цепная реакция.
Вопрос налаживания кооперации с Пакистаном в ядерной сфере стал для Пекина своего рода проверкой с точки зрения выдерживания баланса между интересами своих двух соседей. Однако ему, похоже, пока удается справляться с этой непростой задачей. Здесь неустанно повторяют, что сотрудничество Пекина с Исламабадом не направлено против третьих стран, а сам Китай настроен на паритетное и мирное развитие отношений как с Пакистаном, так и с Индией. Возможно, от того насколько тонко и, главное, безболезненно для общей структуры безопасности в регионе КНР удастся сбалансировать свои подходы, будет зависеть как скоро она сможет оформить свой статус субрегиональной державы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs