ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Борьба США и ОПЕК за влияние и цены на мировом рынке нефти

11:01 21.06.2018 • Андрей Кадомцев, политолог

22-23 июня ОПЕК проведет заседание картеля и встречи с ведущими нефтедобывающими странами, не входящими в организацию (включая Россию)[i]. На них будет обсуждаться возможность увеличения объемов нефтедобычи. Ранее, в середине июня, президент США Дональд Трамп снова подверг критике деятельность ОПЕК и выразил недовольство ростом цен на нефть. «Цены на нефть слишком высокие, ОПЕК опять взялась за старое» - написал он в своем Twitter. Таким образом, в условиях усугубляющихся противоречий ведущие производители нефти продолжают борьбу за долю рынка и цены, которые бы позволили получать стабильные доходы в средне- и долгосрочной перспективе.

Новый раунд борьбы за влияние на нефтяные рынки начался 3-4 года назад в результате т.н. «сланцевого бума» - бурного роста добычи нефти методом фрекинга («спорная» технология добычи сланцевой нефти с помощью гидроразрыва геологических пород) в Соединенных Штатах. Рост предложения нефти на мировом рынке спровоцировал падение цен в 2-3 раза к осени 2016 года. В течение 2014-2016 годов многие инвесторы в американскую сланцевую нефтедобычу надеялись, «что дешевая американская нефть, буквально затопив мировой рынок, приведет к коллапсу конкурентов — прежде всего России и стран ОПЕК, — после чего американские компании смогут заработать просто баснословную прибыль»[ii]. Однако в конце 2016 года Россия и Саудовская Аравия, при участии большинства других ведущих нефтедобывающих государств, договорились о сокращении поставок нефти суммарно на 1,8 миллиона баррелей в сутки с уровня октября 2016 года[iii]. Проявив «удивившую экспертов дисциплинированность», участники сделки ОПЕК+ добились повышения цен на 20-30 долларов за баррель. Во время поездки в США в апреле нынешнего года «наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман объявил, что цель королевства - продлить программу еще на 10-20 лет. Саудовские чиновники, которые всего несколько месяцев назад говорили о потолке цен в 70 долларов, теперь дают понять, что это может быть пол», отмечает Foreign Policy.

Вместе с тем, по мнению критиков, несмотря на успех сделки, «теперь большинство факторов, влияющих на цену, находятся вне сферы влияния ОПЕК». Каждый раз, когда клуб ОПЕК+ урезает добычу, он дает стимул цене на нефть (как и задумывалось), но одновременно и создает свободную нишу на рынке. Эту нишу, в свою очередь, пытаются занять и занимают производители вне соглашения. Самый крупный среди них – Соединенные Штаты. В этих условиях именно США выгоднее всего существование квот ОПЕК+. Эти квоты не накладывают никаких ограничений на американские компании, которые могут продолжать наращивать добычу, отмечает Republic.ru.

В настоящее время, США уже обогнали Саудовскую Аравию и вышли на второе место после России по добыче нефти. Специалисты Международного энергетического агентства (МЭА) прогнозируют, что мировой спрос на нефть к 2040 году возрастет примерно на 10 процентов. При этом, считают они,  бесспорным лидером на мировом нефтегазовом рынке станут США. Ожидается, что к 2025 году добыча нефти в Соединенных Штатах достигнет 16,8 млн. баррелей в сутки. Согласно прогнозу Агентства, второе место в списке займет Саудовская Аравия с показателем 12,3 млн. баррелей. России же уготовано лишь третье место: как отмечается в докладе, к 2025 году объем добычи российской нефти снизится до 10,5 млн. баррелей (в 2016 году этот показатель составлял 11,3 млн.), а к 2040 году - до 8,6 млн. баррелей в сутки[iv]. Прогнозы укрепления роли США на нефтяном рынке по-прежнему основаны на новом витке роста добычи «сланцевой нефти», хотя она и оказалась не столь дешевой, как предполагали ранее.

Тем временем, руководство Соединенных Штатов пытается решать сложную многофакторную задачу, далеко не все элементы которой также подконтрольны США. С одной стороны, Вашингтон желает поддержать своих нефтедобытчиков, рост производства которых, помимо прочего, снижает зависимость Америки от импорта нефти. С другой стороны, Трамп ищет решения важных для себя геополитических задач - сдержать Иран, Китай и Россию. Высокие цены на нефть ведут к росту доходов и возможностей Тегерана и Москвы «угрожать жизненно важным интересам США»- считают в Вашингтоне.  И, одновременно, ведут к дополнительным издержкам для зависящего от импорта нефти Пекина. И наоборот. Таким образом, «неуклонно растущие цены» могут оказаться «слишком высоки» для геополитических интересов США, отмечает Джон Ханна, старший научный сотрудник Фонда защиты демократии и в прошлом помощник по национальной безопасности вице-президента США Дика Чейни.

ОПЕК уже оказалась под ударом, когда американские компании и инвесторы начали арестовывать активы государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA. В мае США не признали результаты президентских выборов, и ввели санкции против Каракаса: Вашингтон запретил американским компаниям покупать у Венесуэлы нефть. Теперь Трамп пытается нанести удар по Ирану: США вышли из «ядерной сделки» с Тегераном, что почти неизбежно означает возобновление санкций против иранского нефтяного сектора и исчезновение с международных рынков к ноябрю текущего года сотен тысяч баррелей неочищенной нефти[v]. «Результатом может стать опасный скачок цен и спад мировой экономики». Таким образом, «сейчас настал тот самый момент, когда США нужно, чтобы саудиты успокоили рынки, заверив всех в том, что у Эр-Рияда есть и решимость, и возможности возместить какую бы то ни было потерю поставок из Ирана». В начале июня ряд СМИ сообщили о том, «что администрация Трампа просила ОПЕК повысить добычу, чтобы компенсировать потенциальное снижение поставок из Ирана из-за нового раунда американских санкций. Однако 11 июня президент ОПЕК, министр нефти ОАЭ Сухейль аль-Мазруи, опроверг эту информацию[vi].

Другим инструментом противодействия попыткам ОПЕК и его потенциальных союзников регулировать цены на нефть, может стать законопроект «Против картелей по производству и экспорту нефти». По данным expert.ru, на прошлой неделе документ (первоначально внесенный 18 лет назад) был одобрен юридическим комитетом палаты представителей Конгресса США. Законопроект предусматривает запрет на картельные сговоры на нефтяном рынке. Предлагается распространить на ОПЕК действие антимонопольного Акта Шермана, с помощью которого сто лет назад была разделена Standard Oil. Если закон будет принят, администрация США получит полномочия подать иск в суд против стран ОПЕК, обвиняя их в «ограничении производства и распространения нефти» на рынке США, «ограничении торговли» нефтью и манипулировании ее ценой. При этом иностранные правительства, по мысли авторов законопроекта, не смогут воспользоваться в судах США суверенным иммунитетом. Иначе говоря, в суде США можно будет подать иск к иностранному государству.[vii] И это возможное  стратегическое изменение ситуации на этом рынке!

Между тем от того, какие тенденции возобладают на нефтяном рынке, в решающей степени зависит будущее бесспорного лидера ОПЕК - Саудовской Аравии. Геополитическое противостояние с Ираном, амбициозная программа реформ Vision 2030, для которой необходимы достаточно высокие и стабильные цены на нефть, сохранение стратегических связей с США, и расширение контактов с Россией будут определять политику страны на долгие годы. Достигнутые в прошлом году договоренности между Москвой и Эр-Риядом открыли новую страницу в российско-саудовских отношениях. Обе стороны увидели, что диалог возможен, отмечает Carnegie.ru. На Петербургском международном экономическом форуме министры энергетики России и Саудовской Аравии заявили о возможности увеличения добычи. 15 июня Минэнерго РФ сообщило, что «Россия и Саудовская Аравия договорились подготовить двухстороннее соглашение об ответственности за стабильность рынка нефти». 16 июня стало известно, что на встрече наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в Москве с президентом В.В. Путиным было принято решение о продлении взаимодействия между двумя странами, так называемое соглашение ОПЕК+, на бессрочной основе. По словам министра энергетики России А. Новака,  в документе не будет конкретных объемов, но, скорее всего, «будет закреплена возможность принимать решение [о регулировании добычи], если потребуется»[viii].

При этом, не все члены ОПЕК выступают за увеличение добычи, сообщают «Ведомости». Министр нефти Ирака 11 июня призвал воздержаться от такого шага. Увеличение предложения, по его мнению, может спровоцировать падение цен и «развал» сделки между ОПЕК и Россией, поскольку спекулянты и потребители могут неверно интерпретировать такое решение. Со сходными предупреждениями выступали также в последнее время официальные лица Ирана и Венесуэлы. Но поскольку Россия и Саудовская Аравия — лидеры сделки ОПЕК+, их согласованная позиция, очевидно, окажет решающее влияние на саммит в Вене, уверен «Коммерсантъ».

В целом, участникам предстоящего саммита ОПЕК нужно принять решение по объемам добычи и договориться о распределении квот между участниками соглашения ОПЕК+. По данным на 20 июня, Россия и Саудовская Аравия предложили суммарно увеличить добычи на 1,5 млн. баррелей в сутки. При этом реально нарастить добычу способны лишь Саудовской Аравия, Россия, ОАЭ, Казахстан и Эквадор[ix]. Наиболее вероятный исход саммита в Вене «прибылен для бюджетов стран ОПЕК+, но может привести к повторению кризиса 2014 года, когда длительные высокие цены вывели на рынок сланцевую нефть. Другой вариант в том, что стороны готовы поднять добычу сверх квоты ОПЕК+, но тогда нужен консенсус, какой уровень цен комфортен для них.»[x] «Спор участников сделки [ОПЕК+] о целевом уровне котировок связан с разногласиями о том, как восстановление цен повлияет на добычу сланцевой нефти в США»[xi].

Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что текущая конъюнктура мирового рынка нефти определяется спектром факторов, полным контролем над которыми не обладает ни одна из заинтересованных сторон. К фундаментальным факторам относятся соглашение ОПЕК+ и «последующее снижение коммерческих запасов ОЭСР». Значимую роль играют конъюнктурные факторы: геополитическая премия из-за напряженности на Ближнем Востоке, которая может возрасти еще более существенно после выхода США из ядерной сделки с Ираном и угрозы возобновления полномасштабных санкций против иранской нефтяной отрасли; динамика курса доллара по отношению к евро и другим валютам;  спекулятивные колебания спроса на фьючерсы со стороны хедж-фондов; нарастающий кризис в нефтяной отрасли Венесуэлы. Наконец, полагает Republic.ru, игроки нефтяного рынка по-прежнему либо игнорируют, либо плохо понимают «сигналы из сланцевой отрасли США». Между тем, динамика сланцевой добычи  «может привести к развороту рынка и изменению стратегий игроков на фьючерсных рынках».

России – как и всем остальным участникам борьбы на нефтяном рынке, предстоит решать трудную задачу выработки оптимального сценария, совмещающего в себе тактические и стратегические интересы и цели. Ситуацию осложняет отсутствие консенсуса среди аналитиков. Одни полагают, что обвал котировок в 2014–2015 годах – это очередной ценовой цикл. И тогда цены можно повысить, заключив долгосрочное стратегическое соглашение с большинством остальных нефтяных экспортеров о жестком контроле над уровнями добычи. Другие опасаются, что за нынешней готовностью ОПЕК ко всё более тесной кооперации с Москвой лежит стремление переложить на Россию основное бремя сокращения нефтедобычи, которое превращает её в наиболее уязвимого участника нефтяной гонки.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



[i] 21 июня соберутся страны, которые представлены в Объединенном мониторинговом комитете (JMMC) – они обсудят вопрос соблюдения условий текущего договора об ограничении добычи. ОПЕК проведет свое заседание 22 июня. Россия, Саудовская Аравия и коалиция из 22 других производителей нефти должны встретиться 23 июня.

[iii] Это соглашение известно как «сделка ОПЕК+». Россия обязалась сократить ежедневную добычу на 300 тысяч баррелей.

[iv] http://p.dw.com/p/2nlU4 (Deutsche Welle)

[v] После заявления Дональда Трампа 8 мая о выходе из ядерной сделки с Ираном аналитики по-разному оценивали эффект от новых санкций: в S&P Global Platts ждали сокращения суточного экспорта к концу года лишь на 200 000 баррелей, поскольку в этот раз в блокаде не участвует ЕС, тогда как в Energy Intelligence – на 540 000 баррелей. Сценарий МЭА предполагает уменьшение экспорта в объемах, аналогичных тем, что наблюдались во время предыдущего, всеобъемлющего раунда санкций. (Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/13/772564-mea-nehvatka-nefti-realnostyu)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати