Фото: ru.valdaiclub.com
В Международном дискуссионном клубе «Валдай» прошла презентация доклада, посвященного пересмотру роли азиатских стран в мировых процессах. Во встрече участвовал заместитель министра иностранных дел Игорь Моргулов. Он обратил внимание на то, что «Азия» становится геополитическим понятием, потому что в нее вовлекается все больше стран, не расположенных непосредственно в Азии.
Дипломат отметил различие в подходах азиатских и западных стран в отношениях со своими партнерами. Если на Западе, по его словам, преобладают унификация и «псевдотолерантность» («оборачивающаяся гонением традиционных ценностей»), то в Азии – созидательное и неконфликтное взаимодействие в рамках самых разных укладов. В условиях «сжатия пространства конструктивного диалога» во всем мире азиатский подход, по мнению Игоря Моргулова, может продемонстрировать методы эффективного сотрудничества. Он считает неслучайным тот факт, что первым государством, с которым ЕАЭС заключил соглашение о зоне свободной торговли, был Вьетнам (азиатская страна). За ним последует Сингапур и еще 20 стран, большинство из которых азиатские. С их участием при содействии ШОС и АСЕАН будет формироваться Большое евразийское партнерство. Этот формат будет открыт для всех представителей Евразии, в том числе для стран Евросоюза.
Одной из угроз для региона Игорь Моргулов назвал практику политики сдерживания. Вклад в дестабилизацию порядка в регионе вносят, по его мнению, попытки переформатировать складывающуюся архитектуру межгосударственных отношений. «Мы видим такие тенденции, в частности, в навязываемых региональному сообществу западных интерпретациях концепции Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). На самом деле, речь идет о привычных американоцентричных блоковых схемах в новой обертке», – уверен замминистра. Работать в регионе западные страны предполагают в рамках узких альянсов с привлечением отдельных государств. Многосторонние усилия, ядром которых являются АСЕАН, ШОС и ЕАЭС, в этом случае отодвигаются на второй план. Кроме того, западные стратегии сосредотачиваются не на комплексном развитии Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а на отдельных сферах, в частности, на морском сотрудничестве.
В ходе дискуссии Игорь Моргулов ответил на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: В то время как США отказываются от больших интеграционных проектов (Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства) в пользу более узких альянсов, Россия продолжает настаивать на формировании Большого евразийского партнерства. Учитывало ли российское руководство американский опыт?
Игорь Моргулов: Напомню, что инициатива Большого евразийского партнерства была выдвинута президентом Владимиром Путиным в декабре 2015 года задолго до того, как США отказались от участия в Транстихоокеанском партнерстве и других интеграционных проектах. Поэтому я здесь не вижу прямой взаимосвязи. Мы исходим из логики собственного развития. У США, видимо, своя собственная логика, по которой они принимают свои решения. Мы сторонники развития интеграционных процессов в экономике и политике на пространстве, окружающем Россию. Мы будем проводить свою политику независимо от кого, какие на данный момент предпочтения доминируют в США. Я не исключаю, что с приходом другой администрации, ситуация может в корне поменяться. Нельзя этого исключать. У нас же это последовательная системная линия, которую мы проводим. Она привела нас сейчас к созданию ЕАЭС, к развитию сотрудничества в рамках ШОС и в других форматах. Я уже не говорю о политической составляющей взаимодействия в ОДКБ и прочих институтах, которые мы очень активно формируем. Это наша последовательная линия, она не зависит от предпочтений, настроений США.
«Международная жизнь»: Спасибо за Ваш ответ!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs