ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Нацменьшинства в фокусе информационного вещания на Украине

10:29 19.06.2018 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Украинские власти и провластные экспертные круги, несмотря на достигнутые успехи в деле подавления инакомыслия, считают задачу зачистки информационного поля страны выполненной не в должной мере. Особенно в отношении приграничных регионов - Сумской, Харьковской, Херсонской обл.на границе с Российской Федерацией, Закарпатской обл.на границе с Венгрией и Одесской обл.на границе с Приднестровьем. Регионы на границе со Словакией, Польшей, Белоруссией, Молдавией и Румынией считаются менее проблемным направлением.

Социологические данные свидетельствуют, что 12% граждан Украины являются носителями двойной этнической идентичности и 1,5% - носителями иной идентичности, кроме русской и украинской, что особенно характерно для приграничных территорий. Например, в Черновицкой обл. 25,8% румын не ощущают принадлежности к украинской нации, зато 54,9% считают себя частью румынского народа.

Около 1 млн.жителей приграничных территорий не имеют доступа к цифровому украинскому телевидению. В Волынской обл.сеть украинского цифрового телевидения покрывает 65% территории, в Ивано-Франковской – 33%, в Львовской – 60%, при этом в отдельных приграничных районах – всего 15%.

В Сумской обл.-60%, а в некоторых районах -5%, Харьковской – 60%.

В самом «венгерском» Береговском районе Закарпатской обл.(76,1% этнических венгров) не охвачены сеткой вещания цифрового телевидения 35% жителей, на границе с Польшей – 25%, Румынией – 35%, Словакией – 65%) (1).

Эфирный вакуум заполняется информационным вещанием из Польши, Румынии, Венгрии, России, Белоруссии, Приднестровья и Молдавии. Данный факт Киев считает угрозой своей информационной монополии, опасаясь изменения политико-идеологических пристрастий и культурно-этнических предпочтений у жителей приграничных регионов, т.к.зафиксировано влияние культурной и языковой идентичности на выбор источников информации.

Эти опасения вызваны осознанием Киевом факта культурно-идеологической незавершённости процесса формирования политической украинской нации как идентитарной модели, оппонирующей русской национальности и культуре. Несмотря на то, что по данным киевского Центра Разумкова (Iдентичнiсть громадян Украiни: цiннiсно-орієнтаційний аспект, 2017) 92% опрошенных считают себя этническими украинцами (русскими -6%), в принадлежности многих  респондентов к украинской нации политическое измерение превалирует над культурно-этнической.

Проще говоря, политическими украинцами этих людей сделал телевизор. Особенно это характерно для русскоязычной части населения, у которых отсутствует один из ключевых маркеров принадлежности к украинской нации – использование украинского языка в быту.

Без такого маркера политические убеждения остаются единственным заметным признаком постулируемой принадлежности к политическому украинству (2). Без политической составляющей культурная дистанция между представителем русскоязычной Украины и жителем Российской Федерации практически отсутствует.

Проблема отсутствия общей исторической памяти у жителей Украины признаётся украинскими экспертами одной из наиболее проблемных (3). К украиноязычным информационным ресурсам обращается только каждый десятый житель юго-востока Украины, причём для Сети Интернет этот показатель ещё ниже - 3%.

Сравнительную непрочность идеологического влияния Киева в приграничных регионах подтверждает низкий рейтинг ориентирующейся на провластные СМИ региональной прессы. Местное ТВ служит источником информации для 37%, местная пресса – для 32%, Сеть Интернет – для 29%.

В надежде переломить ситуацию Киев приступил с 2017 г.к финансированию СМИ, вещающих на региональных языках – русском, венгерском, румынском, словацком, польском, цыганском, болгарском, гагаузском, немецком, русинском и с 2018 г.-крымско-татарском. О достигнутых практических результатах говорить рано, но власти осознают недостаточность своих усилий и ошибочную информационную стратегию, при которой региональный социальный контекст не в полной мере интегрирован в общегосударственный.

Выводы:

- Киев делает ставку на информационное подавление региональных особенностей и идентичностей. Украинскоевещаниенарегиональныхязыкахнаправленоненаподдержкукультурнойидентичностинацменьшинств, анаихполитическуюассимиляциювпопыткахскроитьобщуюисторическуюпамятьнаидеологическомбазисеукраинскогонационализма, чтопротиворечитисторическомуопытусамихнацменьшинств(поляков, венгров, русинов, гагаузовит.д.).

- Инструментальное отношение к нацменьшинствам проявляется в оторванности регионального контекста от «столичного». ГосударственноеукраинскоеТВ–этополитическиеновостиизКиева, безвниманиякпроблемамрегионов.

- Украинская власть исключает возможности диалога и достижения полноценного консенсуса с нацменьшинствами в случае их несогласия с идеологической направленностью вещания – пропагандой украинского национализма, искажённого освещения событий в материнских для нацменьшинств странах (в Венгрии, Румынии, Молдавии и т.д.).

- Киевский режим опасается информационной полифонии, осознавая шаткость и малопривлекательность для нацменьшинств своих идеологических позиций. Выиграть это идеологическое противостояние Киев не сможет. Влияние проблем межнациональных отношений на внутри- и внешнеполитическую обстановку на Украине сохранится.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1)    http://www.niss.gov.ua/content/articles/files/222bakalchuk_analityka_19.04.2018-8eaea.pdf

2)    https://interaffairs.ru/news/show/17337

3)    http://www.niss.gov.ua/content/articles/files/Lozovuy_vidrodzhennya-24f77.pdf

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати