На днях Дональд Трамп получил открытое письмо ведущих экономистов Америки. Свою оценку экономической политики американского президента журналу «Международная жизнь» дал заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Супян.
До того, как Трамп стал президентом, когда он обнародовал свою экономическую программу, я и другие российские экономисты достаточно жестко критиковали его протекционистские идеи. Для профессиональных экономистов было вполне очевидно, что в этом кроется очень серьезное внутреннее противоречие. Было некоторое предположение, что он все это делает из популистских соображений, потому что в результате глобализации многие представители рабочего класса США потеряли свои рабочие места, предприятия были выведены за рубеж. Чтобы им понравится он проводит линию по поводу негативных последствий глобализации и говорит о том, что необходимо защищать отечественную промышленность, надо вернуть предприятия США на родину и т.д. Когда он стал президентом, то достаточно последовательно начал реализовывать свою программу. Здесь уже встал вопрос о том, насколько действительно серьезно проработана его экономическая стратегия.
Я бы разделил ее на две части. Первая часть: внутриэкономические реформы. Здесь Трамп позиционирует себя как сторонник рейганомики. Здесь ничего нового для республиканской партии нет. Это курс на поддержку предпринимательства, на уменьшение регулятивных функций государства, курс на уменьшение государственных расходов в сфере экономики. Все это весьма успешно делал Рейган.
Во время Рейгана экономика США прошла реструктуризацию, уменьшился рост цен, ускорились темпы роста.
То, что делает Трамп сейчас идет в русле этих, разделяемых многими экономистами, взглядов. Это линия традиционно республиканская за более свободный рынок.
Что делает Трамп во внешних экономических связях - линия, которой Рейган совершенно не придерживался. В этом кроется глубинное противоречие всей его экономической политики. Внутри страны он за свободный рынок, за поддержку предпринимательства. А во внешней сфере он фактически выступает против свободного рынка, против свободного движения капитала, против перемещения рабочих мест. Это противоречие может быть опасным для всей его экономической политики. Именно об этом говорят все экономисты, включая пятнадцать лауреатов Нобелевской премии. Нельзя одной рукой поддерживать рынок внутри страны, другой этот же рынок ломать под протекционистские представления.
Давным-давно мировая экономика стала глобальной, гораздо в большей степени, чем это было в 30-е годы или во времена Рейгана. От этой глобальной экономики США получали очень большие преимущества, причем не мелкого коммерческого характера. Часто США теряли рабочие места в результате переводов предприятий за рубеж. Теряя что-то, они гораздо больше выигрывали во влиянии. Их политика в значительной степени определяла все правила международной торговли, правила движения инвестиций.
Трамп, когда начал все это крушить и ломать, выйдя из стран Тихоокеанского партнерства, теперь ведет переговоры с Южной Кореей, пересмотрит торговые соглашения.
Все это выглядит, как не очень продуманный коммерческий подход, не стратегически мыслящего политика. Он вовсе и не политик, скорей коммерсант средней руки. Привык мыслить категориями «купил-продал». Думаю, что здесь есть очень серьезные подводные камни для США, потому что есть непреложные законы рынка. Нельзя заставить американские компании вернуться в США, как бы Трамп этого не хотел.
Капитал идет туда, где выше норма прибыли. Она будет выше в странах развивающихся, туда и будет переткать капитал, как бы он не призывал вернуться на родину. Никогда традиционные отрасли в США не вернутся. Может быть, какой-то определенный тренд по возвращению наукоемких сложных производств США возможен. Сталелитейная промышленность, металлургическая, текстильная, автомобильная, химическая, конечно обратно не вернутся.
К чему это все может привести?
Мне кажется, к дисбалансу в экономике. Чисто формально Трамп может улучшить торговый баланс, но ограничивая, например импорт США, приведет к росту цен. Когда в страну ввозится подавляющая часть потребительской продукции из «стран третьего мира», цены на эти товары низкие. Если начать все это производить в США, будет стоить в два – три раза дороже. Вот, хотя бы один пример, к чему все это может привести.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs