Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович озвучил в Сейме 21 марта 2018 г.приоритеты польской внешней политики, обозначив место Польши в общеевропейской системе внешнеполитических координат.
Сам министр выразил суть своего выступления лозунгом «Ничего о нас без нас». Польша намерена сохранить за собой роль активного деятеля европейской политики, оспаривать лидерские амбиции Германии, противодействовать превращению административных институций Европейского Союза (Европейской Комиссии, Европейского парламента) в наднациональные органы власти (1).
Такая позиция сама по себе является антигерманской, поскольку наднациональный характер упомянутых структур означает, в понимании Польши, усиление влияния на них Берлина.
Характер польско-германских отношений определяет выбор Варшавой внешнеполитических союзников. В выступлении Чапутовича особо указывалось на важность развития сотрудничества с США, Великобританией и Францией, а также на необходимость сохранения за Веймарским «треугольником» (Франция – Германия – Польша) статуса трёхсторонней консультационной площадки.
Веймарский формат позволяет Польше присутствовать при диалоге Парижа и Берлина на равных правах. Созданный в 1991 г., Веймарский «треугольник» рассматривался Германией как политический инструмент расширения Евросоюза на восток, Польше отводилась в этом процессе ключевая роль.
Сегодня о реальном расширении ЕС на восток речи нет, формат польского присутствия в «треугольнике» изменился. Варшава не только активна на восточном направлении (Украина, Белоруссия, Прибалтика), но и пытается создать в Центральной Европе невыгодный для Германии геополитический ландшафт, при котором её влияние уравновешивается влиянием Парижа, негласным присутствием Лондона в европейской политике и усилением военного присутствия США в Европе.
Другим форматным проектом, активно поддерживаемым Польшей, остаётся программа Восточного партнёрства (Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан). Из выступления главы польской дипломатии следует, что силовые линии польской внешней политики по-прежнему пролегают в данном направлении, а упомянутые постсоветские республики остаются в фокусе её внимания.
Россию при этом Польша рассматривает как главное препятствия для достижения статуса регионального лидера Восточной Европы. Взгляды Варшавы и Москвы на будущее Европы и постсоветского пространства не совпадают по большинству ключевых позиций и остаются разнонаправленными.
Примерами могут служить упомянутые в выступлении Чапутовича российско-германский проект газопровода «Северный поток-2» и польский проект Троеморья. В первом Варшава видит угрозу укрепления нежелательного для себя экономического взаимодействия Германии и России, во втором – возможность противопоставить проекту евразийской интеграции европейский проект, подрывающий экономическое и политическое влияние Росси в Европе.
Троеморье – проект объединения на антироссийской платформе государств, расположенных между Балтикой, Адриатикой и Чёрным морем (2). Данный проект является, одновременно, политическим и экономическим. При его успешной реализации Польша получит статус транзитера американского газа в страны ЕС и западные окраины бывшего СССР (Украина, Белоруссия, Молдавия, республики Прибалтики) через балтийский порт Свиноуйсце, а также добьётся вожделенного звания политического лидера Восточной Европы.
Проект Троеморья Варшава надеется встроить в зарождающуюся геоэкономическую модель мироустройства, где ведущая экономическая роль отводится странам Азии. В частности, министр Чапутович подчеркнул необходимость сотрудничества с Китаем. Польша видит себя в роли ворот в Европу для китайского экспорта, стремится скоординировать проект Нового Шёлкового пути и Троеморья, сделать их взаимодополняемыми.
Участие Китая в саммите глав правительств стран Центральной и Восточной Европы в формате 16+1 в Будапеште в ноябре 2017 г.говорит о заинтересованности Пекина Европой. На саммите присутствовали представители европейских стран-потенциальных участниц польского проекта Троеморья.
Однако ожидания Варшавы от совместимости своего проекта с проектом Нового Шёлкового пути носят завышенный характер. За реализацию Троеморья Польша взялась при поддержке США, без которых этот проект вряд ли бы обрёл фактические очертания. Польше придётся искать баланс интересов Вашингтона и Пекина, и выбор будет сделать в пользу первого, как стратегического союзника Варшавы. Сотрудничество Польши с Китаем будет развиваться настолько, насколько это не будет раздражать Вашингтон.
Обозначенные Чапутовичем внешнеполитические задачи польского государства являются, во многом, традиционными и свойственными постсоциалистической Польше. В качестве нововведения, кроме планов сотрудничества с Китаем, можно указать намерения усилить историко-идеологическую составляющую в имидже Польши.
Это вызвано скандалами с Израилем из-за введения в закон о деятельности Польского института национальной памяти норм, предусматривающих уголовное наказание за утверждения о соучастии поляков в геноциде еврейского населения (3).
Открытым остаётся вопрос об участи польской диаспоры (Полонии) за восточной границей Польши. Оппозиция расценивает выступление главы МИД как завуалированный отказ от защиты прав польского меньшинства в Литве и на Украине, где данная категория населены сталкивается с дискриминацией в области культуры и образования (4).
2) https://www.fondsk.ru/news/2017/07/07/troemore-i-vizit-donalda-trampa-v-varshavu-44280.html
3) https://rg.ru/2018/02/19/zaiavlenie-polskogo-premera-o-vinovnikah-holokosta-vyzvalo-skandal.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs