Фото: videolike.org
С первых же дней после президентских выборов в России отношения между Москвой и странами Запада обострились. Великобритания, США и Европейский союз, обвинив Россию в отравлении бывшего сотрудника Главного разведывательного управления Генерального штаба Российской Федерации Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, заявили о крупномасштабной высылке российских дипломатов. Подобные действия, разумеется, не остались без ответа со стороны Москвы. Как далеко может зайти конфронтация России, ЕС и США? На этот вопрос попытались дать ответ участники круглого стола, состоявшегося в Москве.
Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО (У) МИД России Дмитрий Данилов выразил мнение, что сложившаяся в настоящее время ситуация в отношениях между Россией и странами Запада даже хуже, чем во время холодной войны. Тогда, в эпоху противостояния двух систем, существовали институты, основной задачей которых было снятие взаимной напряженности и содействие разрядке. Однако в настоящее время мы видим, что они фактически не работают, а система международной безопасности все больше подвергается испытаниям. По словам эксперта, пока ситуация идет по пути дальнейшего охлаждения. Сложно сказать, когда наступит «разморозка» и сменится ли она нормализацией отношений или «горячей» фазой конфликта. «После того, как биполярная система исчезла, и этот факт был закреплен Парижской декларацией 1990 года, не был преодолен раскол Европы. Более того, он еще более усугубился», - отметил Д.Данилов.
По словам Дмитрия Данилова, главная опасность заключается в том, что система контроля над вооружениями, которая начала выстраиваться в 60-70-х годах прошлого века, находится под угрозой разрушения. Кроме того, в силу того, что практически отсутствует диалог между элитами, особенно российской и американской, механизм поведения в условиях конфронтации до сих пор не выработан. В этих условиях управляемость системы снижается, а это повышает возможность перехода к горячей фазе конфликта.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, председатель временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России Андрей Климов считает, что против Москвы уже несколько лет ведется война без войсковых операций, средствами которой стали как пропагандистские ресурсы, так и санкционное давление. В этих условиях российскому обществу практически не оставляют иной альтернативы, кроме внутренней мобилизации. « Нельзя победить в военном конфликте, делая вид, будто его нет», - подчеркнул политик.
По словам А.Климова, отправной точкой для возникновения конфликта между Западом и Россией стал вовсе не украинский «евромайдан», а события, произошедшие еще в 2007-2008 годах. Тогда российское политическое руководство на конференции в Мюнхене впервые отчетливо заявило о своих экономических и внешнеполитических приоритетах и защите национальных интересов, неотъемлемых от формирования многополярного мира. В эти же годы появились зримые признаки кризиса Европейского союза и измельчания элит в странах Запада. Недовольство граждан избранной моделью интеграции и неоправданным расширением ЕС за счет стран бывшего «восточного блока» нашло выражение в активном росте и укреплении позиций как старых партий «евроскептиков», вроде «Лиги Севера», так и новых оппозиционных движений. В качестве примера эксперт привел Италию, где укрепила свои позиции «Лига Севера» и громко заявило о себе «Движение пяти звезд».
Вместо того, чтобы обратить внимание на собственные системные просчеты, в ЕС стали искать «внешнего врага». В те же годы Россия принимает активное участие в развитии формата БРИКС, а на Западе углубляются разногласия внутри «большой восьмерки», закончившиеся исключением из нее России и отказом Брюсселя вести переговоры с Москвой о введении безвизового режима.
В то же время А.Климов призвал излишне не драматизировать позицию Европы. Запад отнюдь не един. Часть стран (около четверти от участников ЕС) готова без особых возражений следовать в фарватере политики Брюсселя и Вашингтона, остальные представляют собой в целом плохо структурированное большинство, которое либо готово сотрудничать с Российской Федерацией по ряду вопросов, либо придерживается нейтралитета, либо является нашими потенциальными союзниками.
В давлении на Россию принимает активное участие и Вашингтон. 2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон № 115-44 «О противодействии противникам США посредством санкций», одной из целей которого является «сдерживание» России. В то же время Белый дом пытается использовать в своих целях противоречия, которые мешают осуществлению ряда важных интеграционных сценариев с участием России в Азии. Так, например, в число важнейших угроз для безопасности США в настоящее время включены Россия, международный терроризм и Китай, в то время как Индия, входившая ранее в этот список, была из него исключена. А.Климов подчеркнул, что в условиях информационного противодействия дипломатическим и экономическим усилиям России наши оппоненты в Европе и США особое внимание уделяют настроениям молодежи допризывного возраста.
В то же время ответные шаги, предпринимаемые российской дипломатией, должны быть соизмеримыми с возможностями страны и носить взвешенный характер. Нужно помнить, что перед нами и нашими оппонентами на международной арене стоят разные задачи. «Нам пытаются навязать сценарий гонки вооружений. Однако мы не стремимся вести экспансию по всему миру, как это делает Вашингтон. Мы стремимся обеспечить безопасность наших граждан и создать условия для роста их благосостояния», - подчеркнул А.Климов. По словам эксперта, сил и средств для этого у России достаточно. Оружие сдерживания, которым обладает наша страна, конечно, дорогое, но не обходится в какие-то запредельно крупные суммы. Гораздо большее внимание необходимо уделить попыткам внешних игроков влиять на настроения россиян и взорвать ситуацию в Российской Федерации изнутри, используя ее внутренние проблемы.
Директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов считает, что в Европе и США впервые за долгие годы восприняли Россию как мощную геополитическую угрозу собственным позициям на мировой арене. Тревогу на Западе вызвала активность Москвы по формированию новых интеграционных объединений на пространстве бывшего СССР. Интересы крупнейших игроков (России и Вашингтона) столкнулись в Грузии и на Украине. Сложность в том, что ни Европа, ни США не желают считаться с позицией Москвы в отношении постсоветского пространства, где активно идет процесс смены политических элит, причем в направлении, представляющем серьезную угрозу для безопасности нашей страны.
Однако помимо объективных причин конфликта между Вашингтоном и Москвой есть и иные. Как считает В.Гарбузов, в настоящее время внешняя политика двух стран провоцирует друг друга. В условиях кризиса прежних политических институтов, созданных в эпоху разрядки 70-х годов, Москве, Брюсселю и Вашингтону необходимо отказаться от эскалации противостояния и разработать такую модель, которая устроит и Россию, и Североатлантический блок. Кроме того, необходимо понять, что нынешняя «холодная война 2.0» будет развиваться по несколько иному сценарию, чем прежняя, и победит в ней тот, у кого нервы окажутся крепче.
В сложившихся условиях главное для России – сохранять спокойствие и воздерживаться от излишних шагов. «Ни в коем случае нельзя идти на разрыв дипломатических отношений, - отметил Валерий Гарбузов. – Это делается мгновенно, а их восстановление требует десятилетий упорной работы».
С интересной оценкой причин скандала вокруг отравления Скрипаля в Солсбери выступил член Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов. По его словам, сценарий антироссийской провокации в Лондоне очень напоминает плутониевый скандал, разразившийся в 1994-1995 годах вокруг мнимой контрабанды из России оружейного плутония, осуществлявшейся якобы по линии российских спецслужб. Авторы этой аферы пытались решить сразу три проблемы: обеспечить информационную поддержку перевыборов Гельмута Коля на пост федерального канцлера, дискредитировать Российскую Федерацию как ненадежного партнера и как ядерную державу, поставить российские атомные объекты под контроль иностранных спецслужб, в первую очередь американских. Однако этот сценарий провалился, доказательств предъявлено не было, и инициаторы скандала вынуждены были уйти в отставку. Нечто подобное происходит и в Великобритании, где премьер-министр Тереза Мэй пытается перенести фокус общественного внимания с Brexit и миграционной проблемы на внешнеполитическую повестку.
В то же время А.Михайлов отметил, что влиять на наше общество со стороны Запада в целом практически невозможно. «Исторический опыт показывает, что мы сами способны к саморазрушению так, как никакое ЦРУ не сможет», - заметил эксперт. Поэтому главное внимание необходимо уделять наиболее острым внутренним проблемам, а в выстраивании отношений с внешним миром шире использовать механизмы народной дипломатии и интересы бизнес-кругов, которые уже понесли серьезный урон из-за экономических санкций, введенных ЕС и США против России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs