Валентина Матвиенко. Фото: пресс-служба Совета Федерации
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что задача государства — дать прекрасной половине человечества возможность реализоваться в любой сфере.
— Валентина Ивановна! Международный женский день ассоциируется с борьбой женщин за свои права. Таким он значится и в календаре ООН. Однако, по крайней мере в нашей стране, День 8 Марта — это прежде всего праздник весны и женщин, их красоты, нежности, доброты. Означает ли это, что вопросы гендерного равенства, повышения роли женщин в жизни общества, в связи с которыми был учреждён этот праздник, полностью или почти полностью решены?
— Празднование Дня 8 Марта в нашей стране действительно претерпело определённую трансформацию. Из него ушла избыточная политизированность, оно стало гораздо более тёплым, душевным, радостным, человечным. За этой метаморфозой стоят глубинные, в полном смысле исторические изменения в положении женщин. Сегодня и в России, и в большинстве других стран мужчины и женщины давно на равных — в политике, экономике, социальной сфере, культуре. Конечно, динамика и масштабы изменений в положении женщин в разных государствах неодинаковы. И всё же на современной карте мира немного найдётся точек, где женщины серьёзно ущемлены в своих правах по сравнению с мужчинами, где они подвергаются открытой дискриминации. Всего за век с небольшим произошло улучшение положения женщин, их реальный приход в политику, экономику, науку, культуру — это, бесспорно, одно из важных достижений цивилизации.
Вклад нашей страны в этот процесс более чем весомый. В самом деле, уже сто лет назад Конституцией РСФСР от 1918 года, рядом актов Советской России было провозглашено равенство прав мужчин и женщин. И не только провозглашено. На протяжении многих десятилетий СССР являлся страной с самым продвинутым законодательством и практикой обеспечения политических, гражданских, социально-экономических прав женщин, защиты материнства и детства.
Повышение общественной роли женщин и сегодня остаётся в ряду приоритетов Российского государства. Сделано и делается для этого немало. Проблем, конечно, хватает и у нас, в России, и в других государствах. Эталонной в этом отношении страны в мире нет.
Тем не менее у нас, российских женщин, есть все основания воспринимать 8 Марта именно как праздник, а не олицетворение борьбы.
Любовь, материнство, семья, дети, мирное небо над головой — всё это ценности, которые, убеждена, имеют непреходящее значение для женщин.
— Вы сказали, что в нашей стране остаются проблемы в гендерной сфере. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?
— Они все описаны в Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 — 2022 годы, составляют её содержание. Стратегия подготовлена при самом активном участии Совета Федерации. Естественно, мы тщательно контролируем её выполнение.
Хочу подчеркнуть, что было бы ошибкой видеть в этом документе что-то вроде перечня проблем и задач в сфере женской государственной политики. Документ носит комплексный характер. Его цель — снятие барьеров, которые всё ещё мешают женщине полностью реализовать себя в избранной ею сфере общественной жизни: в политике, на государственной службе, в здравоохранении и образовании, науке и искусстве, на производстве, в бизнесе, в армии и силовых структурах. Ограничитель здесь может быть только один - профессии, специальности, вредные для здоровья женщины или превышающие её физические возможности.
Одновременно нужно реализовать меры, направленные на создание условий, которые позволят женщине достичь всего этого не в ущерб реализации ею своей миссии жены, матери, хранительницы семейного очага. Это принципиально важно.
— Тем не менее какие задачи в этой сфере вы считаете особенно актуальными, животрепещущими?
— Уверена, для большинства женщин самое насущное — это возможность создать крепкую, хорошую семью и вместе с тем состояться на профессиональном поприще, в общественной жизни. По собственному опыту знаю, насколько это непросто. Дилемма — либо профессиональная карьера, либо семья, — а с ней сталкиваются практически все женщины, — не должна быть трудноразрешимой. Государство, общество обязаны предоставить ей возможности совместить, соединить и то, и другое. Такая работа идёт, есть зримые результаты, я имею в виду прежде всего сеть дошкольных учреждений. Почти во всех субъектах Российской Федерации очереди в детские сады отсутствуют. Проблема мест для детей ясельного возраста ещё актуальна, но и она, я уверена, будет решена.
В чём мы отстаём от ряда других государств, так это в развитии форм занятости, удобных для женщин с детьми. Цифровые технологии открывают здесь всё новые перспективы. Это частичная занятость, скользящий график, сокращённая рабочая неделя, работа вне офиса. Есть подобный опыт и у нас, он применяется всё шире, но пока в меньшей степени, чем во многих других государствах.
Федеральным и региональным властям, бизнесу стоит внимательно проанализировать нормативные акты, сложившуюся хозяйственную практику, с тем чтобы открыть широкую дорогу гибким формам занятости, в том числе тем, которые позволяют привлечь в экономику, управление женщин, имеющих детей, ведущих домашнее хозяйство.
Этому способствует также реализация демографического пакета Президента Российской Федерации.
Не менее важно, считаю, положить конец фактическому отказу женщинам с маленькими детьми при приёме на работу. Формально это запрещено, но на деле нередко имеет место. Не исключаю, что следует предпринять шаги по совершенствованию как соответствующей правовой базы, так и работы правоохранительных органов на этом направлении.
Другая не менее острая проблема — разрыв в средней оплате труда мужчин и женщин в нашей стране. Причина не только в разнице квалификации, характере труда. Нередко женщины за равноценный труд получают меньше, чем мужчины. Строго говоря, разрыв в оплате труда мужчин и женщин, в том числе по причинам дискриминационного характера, — проблема большинства стран. Однако из этого не следует, что её не надо решать. Тем более что у нас есть соответствующие успехи: если в 2005 году средняя заработная плата женщины составляла 60 процентов средней заработной платы мужчины, то сейчас этот показатель — 74 процента.
Надо и дальше работать над сокращением этих ножниц. Это не столько законодательная работа, сколько проблема правоприменительной практики бизнеса, бюджетных организаций и учреждений, управленческих структур. Стратегия намечает пути решения данной проблемы. Наша палата готова поддержать инициативы, конкретные шаги в этом направлении.
Не менее важно, на мой взгляд, продолжать создавать условия для вовлечения женщин в бизнес. Уже сегодня российские женщины-предприниматели обладают значительным образовательным, профессиональным, деловым потенциалом. Достаточно сказать, что 85 процентов из них имеют высшее образование, более 40 процентов — получили дополнительное образование. Среди них немало настоящих профессионалов своего дела. Доля предприятий, созданных женщинами, например, в обрабатывающих производствах, составляет уже 32 процента.
Наша палата прилагает усилия для того, чтобы дать импульс росту женской активности в сфере предпринимательства. Мы взаимодействуем с министерствами и ведомствами, региональными властями, Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, структурами гражданского общества. Уже есть конкретные результаты этой работы, в их числе разработка и запуск специальных образовательных и кредитных программы для женщин-предпринимателей. Подготовлены рекомендации по расширению участия женщин в социально-экономическом развитии страны, совершенствованию системы государственной поддержки, расширению возможностей малых предприятий по применению налоговых режимов, снижению административной нагрузки на предпринимателей.
— Как вы оцениваете уровень присутствия женщин в российской власти?
- Вовлечённость женщин в политику, государственное управление, особенно их присутствие в высших эшелонах власти, оставляют желать лучшего. Судите сами. Доля женщин среди депутатов Государственной Думы — 15 процентов, среди членов Совета Федерации — 18 процентов, в составе Правительства России всего три женщины. Согласитесь, немного. Особенно если принять во внимание, что в ряде стран доля женщин в составе парламента достигает 35-40 процентов и более, мы видим немало примеров того, что женщины занимают высшие посты в своих государствах.
В чём причина такого положения? Считаю, здесь дают себя знать стереотипы нашей русской, российской культуры. В обществе доминирует убеждение, что хотя слово «власть» женского рода, лицо у неё мужское. И преодолевается этот архетип медленно, но преодолевается.
Роль женщин в нашей стране растёт и в политике, и в системе государственной власти всех уровней. Не думаю, что следует подстёгивать, форсировать этот процесс, например, введением квот в руководстве партий, структур власти. В российской политической и правовой системе нет ничего, что создавало бы препоны политической, государственной карьере женщин. В интересах страны, чтобы на руководящие посты приходили люди, обладающие необходимыми профессиональными, деловыми, человеческими качествами, политическим опытом. Введение квот, каких-то иных поблажек, привилегий не будет способствовать этому. То, что действительно нужно, — это совершенствование системы кадровой подготовки, с тем чтобы в политике было больше женщин, полностью подготовленных для такой работы.
— Россиянки, в том числе парламентарии, принимают активное участие в международном женском движении. В сентябре Санкт-Петербург примет у себя Второй Евразийский женский форум. Каковы ваши ожидания от его проведения?
- На Первый Евразийский форум приехали делегации из 80 стран, сейчас мы ожидаем представителей значительного большего числа государств!
Женская повестка интенсивна, динамична. Мы готовим дискуссии по самым актуальным для наших современниц вопросам. Развитие женского бизнеса, повышение роли женщин в экономике станет одной из центральных тем. В рамках предстоящего мероприятия запланированы специальные заседания и секции авторитетных международных организаций. Среди них женский деловой клуб БРИКС, женская «двадцатка», АТЭС, ЮНИДО.
Международная организация труда была активным участником Первого Евразийского женского форума, её представители готовятся и к мероприятию 2018 года. В целом программа форума отражает то, что сегодня особенно волнует женщин разных стран.
2018 год в нашей стране объявлен Годом добровольца. Около семи миллионов российских граждан участвуют в добровольческой деятельности, и значительную часть волонтёрских проектов возглавляют женщины. Продвижение гуманитарных и благотворительных проектов станет одной из важнейших тем предстоящего форума, где будут презентованы самые яркие инновационные наработки.
Я уверена, что на Втором Евразийском женском форуме мы сделаем шаг вперёд в направлении подлинного равноправия женщин, создании условий, необходимых для полной реализации ими своих способностей и талантов.
Дорогие женщины! От всей души поздравляю с праздником 8 Марта! Любви, успехов, радости и счастья вам!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs