Встреча в МИД России Министра иностранных дел Сергея Лаврова и главы внешнеполитического ведомства Узбекистана Абдулазиза Камилова.
В Москве 23 февраля состоялись переговоры министров иностранных дел России и Узбекистана Сергея Лаврова и Абдулазиза Камилова в рамках двустороннего рабочего визита узбекской делегации в Россию. Стороны подписали Программу сотрудничества между Министерствами иностранных дел России и Узбекистана на 2018-2019 гг.
На совместной пресс-конференции по итогам состоявшихся в МИД России переговоров министры – Сергей Лавров и Абдулазиз Камилов - дали подробные ответы на два вопроса международной повестки – о готовящемся в Ташкенте форуме по афганскому урегулированию и о ситуации в Восточной Гуте (Сирия), где гуманитарная ситуация на грани катастрофы. По поводу первого вопроса Сергей Лавров отметил и подчеркнул, что обсуждение было подробным и конкретным. «В свою очередь мы всегда поддерживаем те идеи, которые Узбекистан предлагает международному сообществу, - сказал глава МИД России. - Одна из таких инициатив – это предстоящая в марте Международная конференция по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие».
Уточним, что инициатива форума по мирному урегулированию в Афганистане принадлежит президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву и была высказана изначально в январе с.г. в ООН на специальном заседании СБ ООН в Нью-Йорке. Импульс созыву такой конференции придает опасение и тревога, вызванные нарастанием в северных и восточных районах Афганистана присутствия боевиков ИГ, ведь границы с этой страной имеют такие страны СНГ, как Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан, а кроме того - Иран. По словам Сергея Лаврова, там формируется сеть лагерей по подготовке боевиков. По мнению Министра, для процесса политического урегулирования в Афганистане необходимо задействовать все имеющиеся форматы – так называемый, «московский формат» и контактную группу «ШОС-Афганистан». Напомним, «московский формат» консультаций стартовал в 2017 году с участием России, Афганистана, КНР, Пакистана, Ирана, Индии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
В свою очередь глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов отметил, что, несмотря на некоторые расхождения, суть всех форматов - политическое урегулирование афганского процесса. Говоря о цели форума по Афганистану, А.Камилов подчеркнул, что военное решение ситуации исключается. «Мы ставим задачу направить сигнал и серьёзное послание в адрес, прежде всего, вооруженной оппозиции в том плане, что есть консолидированная позиция как на региональном, так на глобальном уровнях, которая заключается в том, что настало время садиться за стол переговоров центральным правительствам и начинать диалог без каких-либо предварительных условий», - сказал Абдулазиз Камилов. Все вопросы, по мнению узбекского министра, можно прояснять и обсуждать в ходе всеафганского диалога за столом переговоров. «Ключевая роль в определении всего этого процесса, в определении формата переговоров, места, времени остаётся за самим Афганистаном», - сказал глава МИД Узбекистана. По словам Министра, на конференцию приглашены те силы, которые «достаточно глубоко вовлечены в конфликт, и от которых может зависеть в значительной степени ход дальнейшего развития событий». В числе заинтересованных и приглашенных к диалогу стран А.Камилов назвал Россию, Китай, США, Пакистан, Иран и Индию, Саудовскую Аравию, ОАЭ, и Турцию. Кроме того, все государства Центральной Азии будут представлены на форуме. Среди международных объединений - ООН, ЕС. Ряд европейских государств сами изъявили желание принять участие в Международной конференции по Афганистану, - это Великобритания, Германия, Франция и Италия. Как сообщил А.Камилов, Совещание будет проходить на уровне министров иностранных дел. Немаловажный нюанс, о котором сказал глава МИД Узбекистана: «Это не разовое мероприятие. Узбекистан намерен быть активной частью этого политического процесса. У нас есть граница с Афганистаном, тесные отношения с Афганистаном, будем делать всё, чтобы внести посильный вклад в этот политический процесс урегулирования». При этом Министр уточнил, что у организаторов форума нет иллюзий по поводу того, что сразу «после Ташкента начнётся мирный процесс урегулирования, но когда-то этот процесс надо начинать».
Восточная Гута – кому выгодно перемирие без гарантий?
На этот вопрос дал исчерпывающий ответ Сергей Лавров. Речь идет о том, что Запад обвиняет Россию в затягивании достижения перемирия в Восточной Гуте, откуда правительственные сирийские войска пытаются выбить боевиков. Напомним, в Восточной Гуте - ближайшем пригороде Дамаска - ситуацию с начала конфликта в Сирии контролируют террористические группировки: признанная таковой ООН и Россией – «Хайат Тахрир аш-Шам» (ранее называлась «Фронт Ан-Нусра»), а также – «Файлак ар-Рахман», «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам». Госдепартамент США упрекает Россию в нежелании проголосовать за передышку в этом районе, а также в провале «астанинского» переговорного процесса и призывает вернуться к переговорам в Женеве (которые Астана же и реанимировала). Что стоит за этими «миролюбивыми» призывами США?
Сергей Лавров начал с главного: «Корень проблем, происходящих сейчас в Восточной Гуте и вокруг неё – это ключевые позиции, которые в этом пригороде Дамаска занимает террористическая организация «Джабхат ан-Нусра» и группировки, которые стали с ней сотрудничать и координировать свои действия». По словам Министра, из Восточной Гуты идет регулярный обстрел Дамаска, включая центр, Российское Посольство и Торговое представительство России (подверглись обстрелам). При этом, как сказал С.Лавров, Россия неоднократно в СБ ООН ставила вопрос о том, что террористы в Восточной Гуте регулярно проводят обстрелы Дамаска. Более того, сами используя мирных жителей, как живой щит, льют крокодиловы слезы, пытаясь обвинять Правительство Сирии в нарушении гуманитарного международного права. Но для них не должно быть никакого исключения, как для террористов.
Между тем, обвинения в нарушении международного права и в нагнетании гуманитарной катастрофы в этом пригороде Дамаска звучат в адрес Правительства САР - бездоказательно. А лжесвидетельства данной версии исходят от группы «Белые каски», дискредитировавшей себя в самом начале сирийского конфликта сфабрикованными «на коленке» постановочными «новостями», не гнушаясь кадрами убитых детей и проч. Кураторы «Белых касок» - США и Великобритания, они и ратуют в СБ ООН за необходимость паузы для Восточной Гуты без каких-либо гарантий на то, что обстрелы не прекратятся со стороны террористических группировок. Так кого пытаются обезопасить кураторы? Мирных жителей или боевиков? Сергей Лавров отметил: «Далеко не в первый раз в истории сирийского конфликта, когда «Джабхат ан-Нусра», которая, повторю ещё раз, является главной проблемой в Восточной Гуте, так или иначе вольно или невольно, оказывается по ту же сторону баррикад, что и критики и обвинители сирийского Правительства. Её не трогают». (!) По словам Министра, сигналы в адрес американских коллег на эту тему поступают, но ответа пока не слышно.
По Резолюции СБ ООН о гуманитарной паузе в 30 дней Россия настаивала на гарантиях от внешних игроков, имеющих влияние на террористические группировки, чтобы те соблюдали условия передышки, наряду со всеми участниками конфликта. Но таких гарантий никто из стран-членов СБ ООН не дает. Так для кого нужна эта пауза? Россия ставила вопрос о реальных гарантиях, которыми могли поручиться все стороны в Восточной Гуте и вне её. В начальном тексте проекта Резолюции прекращение огня не распространялось на действия ИГ и «Фронт ан-Нусры», но там ведь есть и другие террористические группировки, названные выше. И на них, как заявляла Россия, также должно распространяться это условие. Встреча министров России и Узбекистана проходила в Москве 23 февраля. А 24 февраля вечером Совет Безопасности ООН единогласно одобрил Резолюцию 2401 о прекращении огня на 30 дней на территории Сирии для проведения гуманитарных операций и оказания помощи пострадавшим. Первоначальный текст резолюции был скорректирован и затем одобрен.
По поводу же якобы «провала» формата Астаны (Россия, Иран и Турция) глава МИД России заявил: «У меня нет сомнений, и это очевидно, что астанинский процесс мешает планам расчленения Сирии. Такие планы, хотя они и отрицаются американцами, на деле уже реализуются». По словам Сергея Лаврова, на восточном берегу Евфрата «осваиваются огромные территории американцами, которые там в очередной раз занялись геополитической инженерией и создают квазигосударственные структуры». Министр подчеркнул, что об этом хорошо известно. Но именно астанинский процесс мешает «ловить рыбку в мутной воде». Отсюда и попытки всячески дискредитировать усилия по налаживанию мирного урегулирования в САР через формат Астаны.
Закрывая вопрос о дискредитации астанинского процесса, Сергей Лавров дал свое пояснение в связи с тем, кому это выгодно и почему. «Мы видим, у кого какие подходы к сирийскому урегулированию, - сказал Министр. - Нам нечего стесняться нашего астанинского процесса. Вместе с коллегами из Турции и Ирана мы продолжаем работать в Астане. Сейчас готовим встречу на уровне министров иностранных дел. Будем двигаться вперёд, исходя из резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, которая требует, во-первых, уважения территориальной целостности, суверенитета и независимости Сирийской Арабской Республики и, во-вторых, - не мешать сирийцам договариваться между собой и не навязывать им никаких рецептов извне. Сами сирийцы должны решать судьбу своей страны – вот ключ к тому, чтобы эта резолюция выполнялась».
Эти два сюжета – афганский и сирийский – тем не менее, не внесли дисбаланс в значимость рабочих переговоров министров иностранных дел России и Узбекистана, которые, по мнению сторон, придадут новый импульс многоплановому сотрудничеству между Москвой и Ташкентом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs