«Инфофорум-2018»: российские инициативы в формировании системы международной информационной безопасности

17:46 15.02.2018 Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"


Фото: Infoforum

В октябре прошлого года на заседании Совета Безопасности РФ Президент России Владимир Путин сделал заявление: «Мы должны чётко представлять тенденции развития глобальной информационной сферы, прогнозировать потенциальные угрозы и риски. И главное – наметить дополнительные меры, которые позволят нам не просто своевременно выявлять угрозы, а активно реагировать на них». На очередном, уже 20-м по счету, Национальном форуме информационной безопасности («Инфофорум-2018») поставленные президентом задачи, обсуждались представителями российских органов государственной власти, бизнеса и экспертного сообщества.

Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум» - крупнейший всероссийский отраслевой форум с участием органов государственной власти. Он проходит с 2001 года в разных городах России и за свою историю заслужил прочную репутацию официальной площадки, на которой органы государственной власти доводят свою политику до широкой профессиональной аудитории.

В «Инфофоруме-2018» приняли участие: первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, заместитель полпреда Президента РФ в ЦФО Николай Овсиенко, руководитель Федерального агентства связи Олег Духовницкий, заместитель директора ФСТЭК России Виталий Лютиков и др.

В ходе пленарных дискуссий форума помимо прочих активно обсуждался вопрос обеспечения международной информационной безопасности. В свете сложной геополитической обстановки данный вопрос сегодня невероятно актуализировался. В частности, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» Сергей Неверов заявил: «Уровень угроз в информационном пространстве повышается, число рисков увеличивается, а негативные последствия разного рода кибератак носят уже не локальный, а глобальный характер и масштаб». В свою очередь первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции, сопредседатель Оргкомитета Инфофорума Эрнест Валеев подчеркнул опасность проблемы смещения военных угроз в информационную сферу. «Наши западные партнеры активно наращивают потенциал для информационно-технического и информационно-психологического воздействия», – отметил он.

Начальник департамента обеспечения безопасности в области информации и информационных технологий аппарата Совета Безопасности Российской Федерации Сергей Бойко отметил, что цель нашего государства в области информационной безопасности весьма конкретна – это содействовать установлению международно-правового режима, направленного на создание системы международной информационной безопасности (МИБ). По его словам, Россия стремится оказать противодействие тем угрозам стратегической стабильности, которые сегодня существуют, и выйти на равноправное партнерство с другими участниками в глобальном информационном пространстве. Поэтому сотрудничество в области формирования системы МИБ, безусловно, отвечает национальным интересам нашей страны.

Что может рассматриваться в качестве платформы МИБ? По мнению Бойко, она должна представлять собой некую совокупность норм, закрепленных в ключевых международно-правовых документах. «В современных условиях мы должны говорить о неких конвенциях ООН. Конечно, разработка таких документов – это непростой и довольно долгий путь. Но наши инициативы хорошо известны, мы их развиваем и продвигаем достаточно давно», – пояснил эксперт.

Конечно, американцы не хотят сдавать политическую площадку странам БРИКС и ШОС (А. Крутских)

Напомним, что многие российские инициативы в сфере информационной безопасности действительно  имеют давнюю историю. На 53 сессии ГА ООН в 1998 году был внесен российский проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Позднее, в 2004 году, также по инициативе российской стороны, была создана Группа правительственных экспертов ООН (ГПЭ ООН) по международной информационной безопасности. Ее итоговые доклады носят открытый характер, они размещены на сайте ООН. Первый доклад группы был принят в 2010 году. Более поздние доклады содержательно эволюционировали и наполнялись теми положениями, которые отвечают общим интересам членов мирового сообщества. Итоговый документ группы 2015 года отражал весь спектр угроз информационной безопасности, он формулировал основы правил, норм, принципов поведения государств в информационном пространстве. Однако этот доклад не стал прологом выработки единых правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. К сожалению, в рамках ГПЭ ООН, в состав которой входили 25 стран – участниц,  так и не был достигнут консенсус. Обнажились противоречивые позиции сторон – стран Запада и стран, которые объединились вокруг России (ее ближайшие партнеры по ШОС, БРИКС и ряд развивающихся государств). Спецпредставитель Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Андрей Крутских пояснил отсутствие консенсуса следующим образом: «Конечно, американцы не хотят сдавать политическую площадку странам БРИКС и ШОС. Поэтому они стремятся отторговывать свое, мобилизуя западное общество, чтобы заполнить вакуум правового регулирования цифрового пространства своим содержанием. И вот мы сегодня и занимаемся перетягиванием каната».  

Фото: Infoforum

Вместе с тем насущная потребность в регулировании деятельности государств в сфере ИКТ сохраняется. Сергей Бойко поделился тремя ключевыми инициативами, с которыми Россия вышла на международную арену после многих лет подготовительной работы. Во-первых, наше государство продвигает инициативу принятия резолюции ГА ООН о правилах ответственного поведения государств в ИП. Основу этого проекта составляют правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, которые были выработаны государствами – членами ШОС, а в январе 2015 года были внесены в качестве официального документа сессии ГА ООН. Кроме того, проект резолюции включает и ключевые положения докладов группы правительственных экспертов за 2013 и 2015 годы. Таким образом, проект резолюции представляет собой совокупность положений предыдущих лет, с которыми большинство стран согласились. Вместе с тем Бойко отмечает: «Но мы не тешим себя надеждами, что этот проект въедет по красной дорожке в Генеральную Ассамблею и будет принят. Проблемы будут, но у нас достаточно много единомышленников».

По мнению российской стороны и ее ближайших партнеров, правила поведения в информационном пространстве должны основываться на следующих базовых принципах:

  • ИКТ должны использоваться исключительно в мирных целях.

  • Международное сотрудничество должно быть нацелено, прежде всего, на предотвращение конфликтов в информационной сфере.

  • Наряду с действующими нормами международного права, необходимо выработать дополнительные нормы, которые учитывают уникальные особенности в новой информационной сфере.

  • Государства должны обладать суверенитетом над собственной ИКТ-инфраструктурой.

  • Государства не должны допускать возможности использования их территорий для осуществления компьютерных атак через посредников.

  • Государства должны бороться с внедрением с использованием скрытых вредоносных функций и программных уязвимостей в IT продукции, а также добиваться кибербезопасности для пользователей.

По словам Бойко, принятие такой резолюции должно положить начало конкретной практической работе нового состава группы правительственных экспертов. Готовность к этой работе в составе ГПЭ ООН уже изъявили несколько десятков государств. «Очередь выстраивается, чтобы войти в этот ограниченный состав экспертов, который со временем расширился с 15 до 25 государств. Сегодня желающих присоединиться достигло 68 стран, которые пытаются заручиться поддержкой российской стороны, как организаторов этого процесса на площадке ООН», – отметил Бойко.

Таким образом, можно сделать вывод, что интерес к ГПЭ ООН сохраняется, несмотря на то, что некоторые западные государства в прошлом году открыто говорили о том, что группа исчерпала себя и перспектив ее уже никто не видит. Однако осмысление того, что угрозы нарастают и мир становится перед лицом все новых вызовов, с которыми в одиночку никто не в состоянии справится, сближает государства. Каждодневно высказываются пожелания об установлении правил игры в информационном пространстве. Как отметил Андрей Крутских, все без исключения хотят мирового порядка в киберсфере, так как сегодня есть опасения, что через посредников, киберпреступников, да и просто сумасшедших, великие державы могут быть втянуты в глобальную конфронтацию.

Вторая инициатива, с которой выступила Россия в ноябре прошлого года, – вынесение в качестве официального документа 72 сессии ГА ООН проекта конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности. «Этот проект – результат многолетней работы российских экспертов по созданию универсального всеобъемлющего документа, нацеленного на противодействие преступлениям в сфере использования ИКТ», – сообщил Сергей Бойко.

Еще одна российская инициатива, которую отметил эксперт, направлена на решение проблем в области обеспечения безопасного функционирования и развития сети Интернет. Россия предлагает документ, на базе которого будет осуществляться правовое регулирование деятельности субъектов в указанной сфере. Документ в целом строится на балансе между интересами поддержания правопорядка и уважением основополагающих прав человека. «Сегодня представленная редакция концепции конвенции ООН по безопасному интернету – это пища для размышлений. Это довольно сложная задача, но не невыполнимая», – заключил Сергей Бойко.

«Сегодня представленная редакция концепции конвенции ООН по безопасному интернету – это пища для размышлений. Это довольно сложная задача, но не невыполнимая» (С. Бойко)

Какова роль ШОС в установлении правил игры в информационном пространстве? Об этом на полях форума корреспонденту журнала «Международная жизнь» рассказал Андрей Крутских. В частности, он отметил, что недавно завершилось первое заседание группы правительственных экспертов ШОС по информационной безопасности в расширенном составе (с участием представителей высокого уровня из Пакистана и Индии). Цель заседания состояла в том, чтобы скоординировать деятельность стран – членов на поприще продвижения на международной арене их инициативы 2015 года в обновленном виде, а именно правил поведения государств в информационной среде. Участники ШОС выступают за выработку кодекса правил поведения, основанного на базовых принципах ООН – невмешательства во внутренние дела государств, предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, соблюдение суверенного равенства всех членов и т.д. «Задумка очень проста – мы хотели бы снова возобновить работу под эгидой ООН такого важного трека, как Группа правительственных экспертов ООН по информационной безопасности», - сообщил Крутских. В заключение он отметил, что в ближайшие недели предстоят полномасштабные межведомственные переговоры России  и Индии под руководством заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, председателя Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по информационной безопасности Олега Храмова.