Фото: edo-tokyo.livejournal.com
Главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН Ирина Лебедева прочитала доклад о социально-экономическом развитии Японии. Она оценила изменения, которые происходили в стране в связи со спадом экономики, продолжающимся с 90-х годов. Фокусом ее внимания стал рынок труда.
Японская экономика восстанавливается после продолжительной рецессии, начавшейся в 90-х годах. Темпы роста ВВП в 2017 году были положительными и составили 1,4%. Согласно принятой «Стратегии возрождения Японии» до 2020 года, правительство рассчитывает довести рост реального ВВП до 2% в год. Благодаря дешевой йене, по словам Ирины Лебедевой, экспорт вырос на 6% по сравнению с ноябрем прошлого года. Основной проблемой в экономике на протяжении последних 20 лет она назвала продолжающуюся дефляцию. Это означает, что все ждут снижения цен, никто не покупает и не инвестирует. Банк Японии предпринимает меры, чтобы стимулировать рост цен. Оптимальным считается инфляция на уровне 2%, но достичь такого результата пока не удалось. В 2017 году удалось добиться инфляции, но пока не более 0,6%. Рост экономики стимулируют жилищное строительство и подготовка к Олимпиаде-2020.
Вторая проблема – это государственный долг, который продолжает увеличиваться и составляет 230-240 % ВВП. Это связано, в первую очередь, с резким повышением социальных расходов: население стареет и требует все больше выплат для поддержания уровня жизни. Для сокращения долга бюджет будет увеличен с помощью повышения потребительского налога до 10% (с 8%) в 2019 году. В ходе реформы 2018 года налоговая нагрузка будет перераспределена на менее обеспеченные слои населения. Кроме того, будет введен налог на зарубежный туризм, повысятся акцизы на сигареты. Эти меры, как полагает Синдзо Абэ, позволят ему к 2020 году достичь профицита первичного бюджета (т.е. доходы и расходы будут сбалансированы за исключением погашения госдолга).
Япония как идеал общества среднего класса
Как доказательство того, что страна развивается благополучно, Ирина Лебедева привела рейтинг Синдзо Абэ, который с ноября по декабрь повысился на 3% и составил 49%. Безработица в Японии находится на уровне 2,7%, что значительно ниже большинства развитых стран. В целом по стране спрос на рабочую силу в 1,5 раза превышает предложение, в Токио – в 2 раза. Японию часто называют идеалом общества среднего класса, где абсолютное большинство семей имеют одинаковый уровень дохода, ведут схожий образ жизни и придерживаются одной и той же системы ценностей. Согласно соцопросам, 90% японцев в течение 4 десятилетий неизменно относят себя к среднему классу. Идеология пожизненного найма, демократизация системы образования, доступ к которому был предоставлен всем социальным группам, а также государственная политика поддержки отсталых секторов экономики – привели к тому, что социальный статус различных слоев населения выровнялся. Этому способствовала и налоговая система Японии, которая соответствует социально-ориентированной модели капитализма. Ирина Лебедева привела данные, по которым ставка налога на доходы физических лиц с наименьшими зарплатами (менее 17 тысяч долларов в год) – 5%, те, кто получает более 160 тысяч долларов в год, отдают 40%. Налог на наследство до 100 тысяч долларов составляет 10%, если сумма превышает 3 миллионов долларов – достигает 50%.
Вместе с экономической депрессией с начала 90-х годов в Японии начались процессы социального расслоения. Причиной этому послужила, главным образом, ситуация на рынке труда. Резко вырос масштаб непостоянной занятости. По данным научного сотрудника ИВ РАН, сейчас он составляет 38% (20 миллионов человек). Сюда включены контрактники (у которых срок контракта ограничен) и временные работники с почасовой оплатой труда. У постоянных сотрудников бессрочный контракт и они имеют право работать на фирме до наступления 60 лет (возраст принудительного увольнения). Согласно идеологии пожизненного найма, компании нанимают выпускников сразу после вуза, где они продолжают работать на протяжении всей жизни. Карьерный рост и повышение квалификации в такой системе предусмотрены только внутри выбранной компании. Отход от системы, которая благодаря своей стабильности была выгодна и компаниям, и сотрудникам, произошел из-за спада в экономике и снижения прибылей. Чтобы сократить издержки, компании стали заменять постоянных работников временными, так как последние получают в среднем в 2 раза меньше. Более того, система социального страхования охватывает всех постоянных работников и только 50-60% временных. Выходное пособие при принудительном увольнении (пропорциональное зарплате и стажу), по оценкам Ирины Лебедевой, получают более 80% постоянных сотрудников и 9% временных. Ситуация для непостоянных работников хуже не только в материальном плане, но, что важнее, в статусе. Постоянная работа означает стабильную зарплату, растущую из года в год, повышение квалификации и карьерный рост.
Молодежь на изменяющемся рынке труда
Тревожные сигналы японист видит не только в увеличении численности непостоянных работников, но и в том, что для большинства из них временная занятость – главный источник заработка, а также в том, что эта проблема затрагивает в первую очередь молодежь. По ее данным, среди японцев в возрасте от 20 до 24 лет, не имеют постоянной работы 40% юношей и 45% девушек. Раньше в соответствие с идеологией пожизненного найма «свежих выпускников» нанимали в первую очередь. Работника нужной квалификации компании готовили сами. Сейчас, как отмечает Ирина Лебедева, 34% японцев (5,2 миллиона) в возрасте от 15 до 34 лет не имеют постоянной работы. Кроме того, 600 тысяч молодых людей не работают, не учатся и не заняты переподготовкой, плюс 260 тысяч японцев – «затворники», живущие в виртуальном мире. Следовательно, за пределами спокойной благополучной жизни оказались около 6 миллионов молодых людей. Это приводит к таким социальным последствиям, как рост безбрачия, снижение рождаемости, повышение возраста выхода замуж и рождения первого ребенка, снижение фертильности.
Однако постоянная работа – это не только престиж и социальные гарантии. Средняя продолжительность рабочего времени на ней 50 часов в неделю, 10 из которых – это сверхурочные. Отпуск (18 дней) постоянные работники используют на 50-60%. Синдзо Абэ в своей «Стратегии возрождения Японии» к 2020 году ставит своей целью снизить долю работающих свыше 60 часов в неделю с 10 до 5% и повысить степень использования оплачиваемого отпуска до 70%. Есть мнение, что молодежь не хочет жить так, как жили их родители и опутывать себя обязательствами, связанными с системой пожизненного найма. Тем не менее, последние опросы показывают, что две трети японских мужчин в возрасте от 25 до 39 лет, не имеющих постоянной работы, хотели бы ее получить (среди женщин таких только одна треть).
В Японии гендерные различия учитываются еще на стадии найма. В 1986 году был принят закон о равных правах женщин и мужчин при устройстве на работу. Японские компании в свою очередь разработали два вида постоянной работы: общая и обычная работа. На общую работу, которая предполагала карьерный рост и повышение зарплаты (должности специалистов и менеджеров), нанимались в основном мужчины, а на обычную (офисную) работу – женщины. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и карьерный рост в рамках обычной работы был значительно ограничен. Работодатели исходили из того, что женщины все равно рожают детей и уходят с работы, поэтому не стоит вкладывать в их обучение. Раньше женщина увольнялась не только после рождения ребенка, но и после замужества. Сейчас эта практика осталась в прошлом, но после рождения ребенка большинство (60%) по-прежнему не возвращается на работу.
Согласно данным соцопросов, приведенным Ириной Лебедевой, большинство японок хотят выйти замуж за мужчину с доходом от 40 тысяч долларов, но по статистике такую зарплату получают только четверть неженатых японцев. На снижение уровня дохода и социального статуса японских мужчин накладывается другая тенденция: растет уровень образования японских женщин и доля тех, кто делает карьеру. Это приводит к тому, что в возрасте 25-29 лет не состоят в браке 72% мужчин и 60% женщин, в возрасте 30-34 года – 47% мужчин и 34% женщин. Коэффициент фертильности составляет 1,45% (один из самых низких среди развитых стран). Однако, несмотря на современные тенденции, традиционную модель японской семьи поддерживает значительное количество молодых женщин. Более того, по данным Ирины Лебедевой, их число росло. Среди 20-летних в 2002 году 33% считали, что японка должна заниматься домом и детьми, в 2012 году их количество выросло до 43,7%. Среди других возрастных групп количество сторонниц традиционных ценностей также увеличилось. Хотя Япония и является одним из самых технологически развитых государств, достигающих прогресса во многих областях науки и производства, японское общество по-прежнему сохраняет традиционное устройство и систему ценностей. Страна меняется, а люди, их менталитет остаются прежними.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs