Россия наращивает мощь в Арктике перед лицом угрозы от НАТО

12:45 23.12.2017 Александр Артамонов, журналист-международник


    

Ришар Лябевьер долгие годы был главным редактором «Радио Франс Интернасьональ». В настоящее время этот специалист в области вооружений создал независимый стратегический центр военного анализа Corsair. В своем интервью он раскрывает необходимость для России нарастить свою мощь в арктическом регионе для защиты своих интересов перед лицом опасности от западных государств.

Александр Артамонов. Ришар Лябевьер, добрый день! На последнем авиакосмическом международном салоне в Ле Бурже был презентован новый проект Airbus-Eurocopter. Это тяжелый транспортный вертолет X6. Он  предназначен для арктических условий и рассчитан на 19 пассажиров или 10-12 тонн груза в случае полной загрузки. Речь идет о модификации существующего вертолета Puma. Удивительно, что вертолет производится совместно с поляками. Причем ранее Франция не создавала машин для арктических условий. Ваш комментарий?

Ришар Лябевьер. Я был на презентации этого вертолета, состоявшейся в ходе авиакосмического бьеннале Ле Бурже. Что я могу сказать по этому поводу? Airbus уже давно замыслил машину такого класса. На самом деле, речь идет о замене карго-вертолета предыдущего поколения – Super-Puma. Так что этому проекту без малого уже десяток лет. Сейчас он находится в окончательной фазе проектной разработки. Аппарату еще не присвоено коммерческое название. Причем, помимо перечисленных Вами характеристик, я бы еще уделил внимание радиусу действия вертолета. Если его предшественница Super Puma могла удаляться от базы на 300-350 км, то новый вертолет будет способен летать на 700-800 км. Почему мы включили в проект поляков? Не так давно поляки закупили у Франции H 223, и мы решили сделать тоже жест в их сторону. Так, мы, совместно с ними, действительно работаем над этой машиной, предназначенной для полетов в экстремальных, вплоть до арктических условий. Любопытно, что речь идет не о предварительном анонсировании еще неразработанного проекта, но об аппарате, который уже давно создается в наших лабораториях.

А.А. Давайте, рассмотрим проблему с геостратегической точки зрения. Сейчас в дипломатическом мире уже введен в обиход термин «Арктическая Швейцария». Речь идет о богатых и/или мощных странах, расположенных по кромке Северного Ледовитого океана. Это Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Прибалтика (хотя они и не граничат непосредственно с арктическими водами), а также США, Исландия, Канада и, конечно же, Россия. Что Вы можете сказать о растущей мощи России и об этом наметившемся противостоянии в высоких широтах?

Р.Л. Я это называю «Новой Арктической Большой Игрой». Здесь мы действительно видим конфронтацию государств. США, Канада, Россия, Норвегия и Дания сформулировали свои требования по поводу признания за ними права на эксклюзивную эксплуатацию определенной части арктической акватории. Речь идет о противостоянии интересов. Как правило, страны оправдывают свои претензии, доказывая, что подводные океанические хребты являются продолжением материка, то есть той части континента, которой соответствующая страна владеет. Вы, россияне, именно так и поступаете, требуя признания своих прав на хребет Ломоносова, который доходит до Северного полюса. Напомню, что российские батискафы доставили российский флаг на дно океана в районе Северного полюса. Ясно, что со стороны всех держав мы наблюдаем настоящее соревнование с попыткой урвать себе побольше свободных территорий арктической зоны. Ясно, что новый вертолет является инструментом для контроля многих тысяч километров. Он может заинтересовать, как Канаду, так и Данию, например. Для Франции это также возможность быть присоединенной к арктическому проекту, так как она не граничит с этой частью света. Очевидно, что Арктика очень интересует нашу страну и, в особенности, ВМФ Франции. Это связано хотя бы с навигацией в этих водах АПЛ всех стран – в том числе, и Франции, России, Китая, Америки и Великобритании. Так что помимо 5 государств, имеющих территориальные границы в арктической зоне, есть и ряд других стран, заинтересованных хотя бы полезными ископаемыми, баснословные залежи которых скрываются здесь. Когда я так говорю, я думаю, в частности, о Китае, который регулярно посылает свои делегации в Гренландию, или же о Японии с ее флотом рыболовных траулеров- плавучих заводов, проявляющей большой интерес к арктической зоне. То есть у нас получается общее представление о несметных богатствах, скрывающихся в этой, образно выражаясь, пещере Али-Бабы. Ясно, что арктическая зона может стать новой ареной для развертывания гонки вооружений. Так, в начале холодной войны, на севере Гренландии была построена американская военная база Туле, рассчитанная на 30 тысяч человек. Есть там и глубоководный порт для АПЛ- ракетоносцев, а также аэродром для стратегических бомбардировщиков. Так, американцы своеобразно уравновесили в этих широтах порт Мурманск со всем его военным и промышленным потенциалом. Дело в том, что еще в этих водах разгорается соперничество за контроль над Северо-Восточным морским путем, идущим от Мурманска вдоль побережья России на 3800 километров до Берингова пролива. То есть мы видим, что речь идет о крайне мощной стратегической конфигурации. И это приводит к новой гонке вооружений. Именно в этом контексте и могут потребоваться средства доставки грузов и личного состава. Именно для этих суровых условий и были разработаны наши корабли «Мистраль», которые, к сожалению, так и не были поставлены России. То есть здесь надо упомянуть об очень подозрительном дипломатическом контексте, который развился после начала войны на Украине и вопроса по Крыму. Вот именно поэтому-то господин Ле Дриан (ныне глава Французской дипломатии; в эпоху поставки «Мистралей», министр обороны Франции – прим.Ред.) и решил не поставлять корабли России. Это, кстати, абсолютно немыслимо, и ни разу не происходило на рынке международных поставок вооружений. Тут отмечу, что Франция, Германия и США поставляют оружие странам из «чувствительной зоны», то есть Индии, Пакистану и другим странам. И тут мы – по поводу истории с поставкой нашего вертолета X6 – оказываемся в очень неприятной ситуации. Тут надо отметить, что США, с размещением своих войск в Ираке, намеренно вернулись в контекст холодной войны, сопровождающейся достаточно непонятной дипломатической конфронтацией. Россия в данном случае просто отстаивает свои национальные и стратегические интересы. В такую набросанную быстрыми мазками картину и вписывается эта новая машина X6, которой предстоит эксплуатация в арктической зоне. Для меня все это такой же абсурд, как непоставка России двух судов класса «Мистраль», несмотря на подписанный по полной юридической форме договор.