Современные вызовы глобального мира: секуляризм и религиозное мировоззрение

00:00 10.06.2010 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Воинствующий секуляризм, активизирующийся в последние два-три года во многих, особенно европейских странах, представляет реальную угрозу человеческой жизни. Об этом шла речь в лекции председателя Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополита Волоколамского Илариона. Он выступил с пастырским словом в МИД РФ в цикле «Золотая коллекция», который проводится по инициативе министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова при информационной поддержке журнала «Международная жизнь».

Секуляризм – принцип светскости. Эта социальная доктрина впервые стала известна в 19 веке. Согласно её принципам, движение к лучшему обществу и возможные социальные и политические реформы должны основываться на научном знании, а не на религиозных постулатах. Нередко сторонники секуляризма выступают за отделение церкви от государства. Они также ратуют за передачу всех социальных и политических функций светской власти. Социологи связывают явление секуляризма с тенденцией рационализации в современных обществах.

Активизация секуляризма вызывает озабоченность религиозных деятелей. Этому есть причины. Сторонники секулярного мировоззрения, подменяя неоспоримые христианские заповеди, предлагают обществу собственные принципы светскости: приоритет материального благополучия, карьерный рост и т.д. В этой системе координат духовные ценности, такие как семья, дети, патриотизм - занимают периферийные позиции.

В отличие от атеистических режимов, - говорит митрополит Иларион, - которые ставили цель искоренения религии как таковой, представители секулярного мировоззрения пытаются вытеснить религию за пределы светского пространства. Владыка приводит пример некоторых городов Италии, в которых сторонники секуляризма через суды сумели добиться запрещения размещать религиозные символы, такие как святое распятие, в школах и детских садах, мотивируя это нарушением прав человека. Апологеты секуляризма заявляют, что вера – это личное дело каждого, поэтому она не имеет никакого отношения к гражданскому обществу в целом.

В ответ на это митрополит Иларион приглашает вспомнить, что Христос создавал Церковь, чтобы действовать на общественном пространстве. И это право должно быть за Церковью признано, - говорит владыка. Ибо религия – это живая вера реальных людей, а не навязанная идеология. Поэтому, - считает митрополит Иларион, - необходимо вести диалог христиан с представителями секулярного мировоззрения. Оснований тому немало. Например, в современном секулярном лексиконе отсутствует понятие греха. Его подменяет понятие преступления как нарушение закона.

И здесь Церковь ставит основной вопрос, который и есть краеугольный камень в диалоге: «Для чего живёт человек? Как ему следует жить: будет мир жить и плодиться или существовать и вырождаться»? По мнению митрополита Илариона, необходимо, чтобы секуляристы начали постигать способы мировосприятия, отличные от своих, - только тогда может быть реален и продуктивен их диалог с Церковью. Владыка напомнил, что Церковь готова сотрудничать с государством, но считает недопустимым вытеснение религии из всех сфер общественной жизни.

 

Фоторепортаж

Версия для печати