Фото: ru.rfi.fr
В ночь на 20 ноября 2017 года в Берлине прекратились продолжавшиеся в течение четырех недель переговоры основных немецких партий – Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС), «Союза 90/Зеленых» и Свободных демократов (СвДП) по формированию правительственной коалиции в Германии. Лидер СвДП, член ландтага земли Северный Рейн-Вестфалия Кристиан Линднер покинул представительство земли Баден-Вюртемберг, где и шли консультации.
Коалиция «Ямайка», названная так по цветам политических партий ФРГ, умерла, так и не появившись на свет. Федеральному канцлеру ФРГ Ангеле Меркель не удалось сформировать новый кабинет министров по итогам парламентских выборов, состоявшихся 24 сентября, а страна впервые за 70 лет своей истории оказалась в сложнейшей политической ситуации, аналога которой никто не может припомнить.
Напомним, что на прошедших выборах в бундестаг правящая партия ХДС/ХСС получила 33% голосов. Это наихудший результат для нее за всю историю. На втором месте оказалась Социал-демократическая партия Германии с 20,5%. Крайне правая «Альтернатива для Германии» впервые прошла в парламент с 12, 6% голосов.
Сколько продлится в Германии ситуация неопределенности? На этот вопрос дали свои ответы известные российские и немецкие политологи, принявшие участие в видеомосте «Москва-Берлин» , состоявшемся в Международном информационном агентстве «Россия сегодня».
По мнению члена Социал-демократической партии Германии (СДПГ), экс-депутата бундестага Нильса Дидериха, в сложившихся условиях политическая инициатива перешла в руки президента страны Франка-Вальтера Штайнмайера. В настоящее время он ведет переговоры с лидером социал-демократов Мартином Шульцем по поводу формирования «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ. Если договоренности по этому поводу удастся достичь, то глава государства получит право предложить новую кандидатуру федерального канцлера на рассмотрение бундестага. По прогнозам Н.Дидериха, им, скорее всего, вновь станет лидер крупнейшей фракции в - А.Меркель. В силу того, что критика в ее адрес в рядах самого ХДС только растёт, в первом раунде ей не удастся получить большинства голосов, и тогда во втором будет предложена иная кандидатура, например, действующий министр иностранных дел Зигмар Габриэль или председатель СДПГ Мартин Шульц. «Если оба раунда закончатся безрезультатно (чего исключать вполне нельзя), то будет возможность вновь выдвинуть на этот пост Меркель, - отметил г-н Дидерих. - Однако сформированное ею правительство меньшинства (консерваторы ХДС/ХСС и либералы СвДП) будет нестабильным, а самой Меркель при каждом своем начинании придется заново искать поддержку в бундестаге. Рано или поздно Меркель будет вынуждена поставить перед парламентом вопрос о доверии».
Известный политолог, директор программ по России и Евразии Германского общества внешней политики, участник Международного дискуссионного клуба «Валдай» Александр Рар считает, что новые выборы в бундестаг неизбежны. По признанию самого эксперта, он не ожидал, что социал-демократы во главе с М.Шульцем кардинально изменят свою позицию и заявят, что готовы обсуждать перспективы «большой коалиции» и поддерживать кандидатуру Меркель на пост бундесканцлера.
По словам А.Рара, сформировать устраивающий все стороны кабинет министров в нынешних условиях будет сложно, а правительство меньшинства не сможет нормально работать и превратится в «круглый стол» с оппозицией по всем острым вопросам. Что же касается возможности переговоров с консервативной и евроскептической партией «Альтернатива для Германии», то она практически невозможна. В то же время политическая нестабильность может привести к усилению позиций правых партий на будущих выборах
По словам ведущего научного сотрудника Центра германских исследований Института Европы РАН Александра Камкина, в течение ближайших трех-четырех недель политологи могут строить какие угодно гипотезы, но пока нет данных из Берлина (от самого Штайнмайера или лидеров политических партий), все они будут возведены на песке. Сложность ситуации в том, что СДПГ, как и ХДС/ХСС, также теряет рейтинг и голоса избирателей. По мнению эксперта, это связано с неверным выбором социал-демократами своего кандидата на пост канцлера. В сложившихся условиях перевыборы в бундестаг неизбежны. Ориентировочно они могут состояться уже в апреле 2018 года.
А.Камкин считает, что прошедшие в Германии выборы поставили под вопрос дальнейшее существование двухсполовинной системы «народных» партий ХДС/ХСС и СДПГ. Германское общество оказалось расколото из-за проводимой А.Меркель политики «открытых дверей» для беженцев с Ближнего и Среднего Востока. В поисках симпатий избирателей все политические партии играли на электоральном поле своих соперников, а голосование носило ситуативный характер, отчасти в знак несогласия с проводимой линией кабинета министров.
В условиях резкого падения позиций консерваторов и социал-демократов свою гомогенность сохранил «Союз 90 /Зеленых» во главе с Джемом Оздемиром , который был последователен во взглядах на внешнюю и внутреннюю политику Германии. Однако и его позиция вызывают немало вопросов. Во время переговоров о формировании будущей коалиции «зеленые» выдвинули требования о закрытии в ФРГ всех тепловых электростанций, работающих на буром угле (это сырье занимает 23% в энергетике государства). Кроме того, они настаивают на том, чтобы с марта 2018 года правительство разрешило въезд в Германию родственников беженцев с Ближнего Востока. Уже этого требования вполне достаточно, чтобы похоронить любую идею коалиции. В этих условиях заметное место на политическом небосклоне занимает партия свободных демократов во главе с молодым и амбициозным лидером Кристианом Линднером, который стремится восстановить историческое значение своей партии в деле формирования коалиционного правительства.
Изменятся ли отношения Германии и России после утверждения нового правительства? Заведующая сектором экономики науки и инноваций Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Наталья Тоганова считает, что, вне зависимости от того, кто войдет в состав нового правительства ФРГ, отношения между Москвой и Берлином не претерпят существенных изменений. По ее мнению, временное усиление фигуры президента не представляет собой экстраординарного события, а всего лишь означает следование статье 63 Основного закона. «Разумеется, Ф.-В. Штайнмайера больше будут показывать в СМИ, но считать на этом основании, что он выйдет за рамки отведенных ему полномочий, вряд ли верно», - сказала она.
В то же время самым негативным вариантом для Москвы остается занятие поста министра иностранных дел представителем партии «зеленых». При всей экологической и пацифистской повестке дня для этой партии свойственна резкая критика многих вопросов внешней и внутренней политики России – от сирийского и украинского кризиса до положения сексуальных меньшинств.
А.Камкин напомнил, что действующий президент Германии принадлежит к поколению политиков, следовавших в своих отношениях с Москвой концепции Вилли Брандта, предполагавшей, при всех идейных расхождениях, поиск общей платформы для сотрудничества по основополагающим вопросам экономики и международной безопасности. Некоторые возможности для ведения подобных переговоров могли бы возникнуть в случае прихода во власть Кристиана Линтнера или Зигмара Габриэля. «По крайней мере, в этой ситуации можно было бы надеяться на оживление деятельности «нормандского формата» переговоров по Украине, который сильно потерял после фактического самоустранения из него Германии», - отметил эксперт.
По мнению Александра Рара, Германия сильно устала от Ангелы Меркель и проводимой ею политики. В этих условиях христианские демократы могут убедить ее уйти в отставку, переложив на нее все ошибки в национальной и мировой политике. Тогда ее место может занять другой кандидат – например, бывший министр финансов Вольфганг Шойбле, пользующийся популярностью в ФРГ. Вполне возможно появление на этом посту и премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия от ХДС Армина Лашета. В то же время для социал-демократов остается шанс вхождения в обновленное правительство, но для этого им потребуется сменить своего лидера. Что же касается России, то для выстраивания отношений с Берлином наиболее приемлемым вариантом было бы правительство меньшинства (ХДС/ХСС, СвДП) под мандатом СДПГ.
Что же касается «зеленых», то, по мнению А.Рара, им не стоит придавать чрезмерного значения. Даже если они и попадут в правительство, то вряд ли возьмут на себя определение приоритетов внешней политики, а начнут претендовать на портфели других министерств. В этих условиях Левая партия и СДПГ сохранят свое влияние на формирование правительства и продолжат линию Вилли Брандта во внешней политике.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs