В преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в школе при Посольстве России в Испании состоялась тематическая исследовательская конференция, посвященная истории российско-испанских отношений этого периода.
Это была вторая конференция школьников. Первая прошла в апреле 2009 года под общей темой «Пушкин. Гоголь. Испания» и посвящалась прошлогодним юбилеям двух российских классиков. Темы конференций при всей их несхожести (там – литература, здесь – война) имеют все-таки и нечто общее: в обоих случаях речь идет об Испании и испано-российских связях.
Давно замечено, что Испания и Россия, находясь на двух краях Европы, имеют много сходных черт в исторической судьбе, культуре и национальном характере. Изучение этих сходств и параллелей как раз и является одной из главных целей конференций, проводимых школой при Посольстве. Их, конечно, никак нельзя назвать научными, но на статус исследовательских они, на наш взгляд, вполне могут претендовать, поскольку участие в конференциях предусматривает и самостоятельное формулирование темы, и работу с источниками, и собственные выводы автора, и грамотное оформление сносок и списка литературы.
Здесь необходимо заметить, что в условиях удаленности от российских библиотек и архивов главным источником информации для юных исследователей служит Интернет, что, впрочем, не умаляет ценности проделанной ими работы. Интернет содержит сегодня огромные, профессионально подобранные и систематизированные электронные библиотеки в тысячи томов, а по интересовавшей нас в этом году военной истории существует целый ряд богатейших сайтов (в первую очередь стоит упомянуть сайт militera.lib.ru).
В этом году работа по поиску и обобщению материала заняла три месяца и завершилась самой конференцией, на которой каждый участник в течение 7-10 минут докладывал собравшимся о том, чем интересна и важна его тема, какими источниками он пользовался и к каким выводам пришел. Затем нужно было ответить на вопросы ведущих. Все это было очень волнительно, но, как отметили сами участники, чрезвычайно для них полезно. Таким образом, конференция решала три основные задачи: пополнение и систематизация знаний о стране пребывания; формирование у учащихся интереса и склонности к исследовательской деятельности; приобретение ими опыта публичной защиты собственного исследовательского проекта.
Но вернемся к конференции, тема которой послужила основой данной статьи. В ней приняли участие 8 учеников 7-9 классов, а в числе присутствующих и задающих вопросы были родители, учителя и одноклассники. Почетным гостем и одним из ведущих конференции был главный редактор газеты «Комсомольская правда в Испании», председатель Координационного совета российских соотечественников в Испании Александр Пеунов.
Открыла конференцию восьмиклассница Ольга Якушева с докладом «Испанская тема в советской литературе 30-х годов». Известно, что гражданская война в Испании нашла горячий отклик в СССР. О ней писали К.Симонов и И.Эренбург, М.Кольцов и С.Михалков. Ольге удалось найти и проанализировать все опубликованные тогда произведения на испанскую тему. Особое место в ее выступлении заняла история создания знаменитого стихотворения Михаила Светлова «Гренада», которое было написано за 10 лет до начала испанской войны и оказалось пророческим.
Девятиклассник Андрей Стефанишин подробно рассказал о легендарном турне футбольной команды басков по СССР в 1937 году. Это турне, в ходе которого было проведено восемь матчей в пяти городах, имело не только спортивный, но и политико-пропагандистский характер. Баскские футболисты были сторонниками Республики, у многих из них на войне погибли близкие родственники. Интерес к матчам был огромен еще и потому, что это были первые международные матчи с участием советских команд. Опираясь прежде всего на воспоминания советских ветеранов футбола, Андрей рассказал и о том, какое влияние матчи с басками оказали на дальнейшее развитие этого вида спорта в нашей стране.
Кирилл Суриков выступил с сообщением на тему «Советская военно-техническая помощь республиканской Испании». Он подробно остановился на причинах участия СССР в испанских событиях, рассказал о том, что доставка советских вооружений в воюющую и фактически блокированную Испанию была крайне опасным делом. Интерес присутствующих вызвала информация Кирилла о так называемом «испанском золоте», оказавшемся во время войны в Москве. При обсуждении этого выступления было отмечено, что в последние годы в Испании значительно чаще и, как правило, в позитивном ключе, вспоминают об участии советских военных в гражданской войне, проводятся выставки, открываются памятники на местах захоронений.
Почти никому не известную страницу открыл в своем выступлении самый юный участник конференции, семиклассник Владислав Эйсимонтт, рассказавший об участии в гражданской войне на стороне Франко русских белоэмигрантов. Более семидесяти бывших офицеров белой армии добровольно пришли на помощь испанским мятежникам, поскольку рассматривали эту войну как продолжение священной борьбы с красной угрозой и мировым безбожием. Постаревшие поручики и штабс-капитаны получали во франкисткой армии звание рядовых, но это не мешало им сражаться с исключительной храбростью. Вместе с тем было отмечено, что русские белоэмигранты воевали и на стороне республиканцев, рассчитывая тем самым заслужить доверие советских властей и вернуться на Родину.
Об испанских детях, эвакуированных в годы гражданской войны в СССР, рассказала ученица 9-го класса Диана Джукенова. Из ее выступления слушатели узнали, что всего в Советский Союз было эвакуировано около трех тысяч детей в возрасте от 5 до 15 лет. Большинство из них были басками по происхождению. Диана рассказала, что в довоенном СССР испанских детей встречали очень тепло и создавали им все условия для нормальной жизни и учебы, хотя, конечно, забота чужого государства не могла заменить родительскую заботу. Значительная часть выступления была посвящена дальнейшей судьбе испанских детей, большинство из которых прожили всю жизнь в СССР. На некоторых биографиях Диана остановилась особо. Для многих присутствующих было новостью то, что знаменитый советский хоккеист Валерий Харламов был, оказывается, наполовину испанцем, так как его мама была как раз из «детей войны».
Тему «Испанцы в рядах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны» осветил на конференции Леон Карагишев. Согласно его информации, с фашистами воевали две категории испанских граждан. Во-первых, это были бойцы республиканской армии, эмигрировавшие в СССР после поражения в гражданской войне. Во-вторых, на фронт (часто – добровольцами) уходили повзрослевшие «дети войны». 205 испанцев погибли на фронтах Великой Отечественной. Среди них – сын легендарной Пассионарии, лейтенант Рубен Ибаррури, посмертно удостоенный звания Герой Советского Союза.
Но испанцы сражались и по другую сторону фронта, в рядах так называемой «Голубой дивизии», посланной на помощь Гитлеру его союзником Франко. Как и из кого эта дивизия формировалась, как она воевала, как была разгромлена под Красным Бором, какова была судьба испанских военнопленных в советских лагерях – на все эти вопросы ответил в своем докладе восьмиклассник Антон Кучумов-Цариковский.
Конференция завершилась выступлением Никиты Ёлшина, рассказавшем о памятнике советским добровольцам на мадридском кладбище Фуэнкарраль. Во времена правления Франко об установке такого памятника не могло быть и речи, поскольку советское участие в испанской гражданской войне рассматривалось только как вражеская интервенция. Все изменилось после смерти каудильо и прихода к власти демократических сил. Памятник работы скульптора А.Рукавишникова был установлен в 1989 году по инициативе Посольства СССР в Испании и мэрии Мадрида. На нем высечены фамилии 182 погибших в Испании советских добровольцев. Никита рассказал также о художественных особенностях монумента и о творческой биографии его автора.
Завершая свое выступление, последний участник конференции произнес слова о том, что сегодняшние юноши и девушки должны знать, через какие испытания прошли народы Испании и СССР в те суровые годы. Знать и быть благодарными. И помнить об общих жертвах.
Никите никто не поручал и не подсказывал делать именно такую точку. Его слова прозвучали очень искренне. И даже если конференция не в полной мере решила какие-то дидактические задачи – ее стоило провести только ради этих финальных слов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs