Экономическое проникновение Китая в Европу вызывает настороженность у Германии, видящей в этом угрозу ослабления своего влияния в Восточной Европе. Вполне предсказуемо экономическое наступление Поднебесной началось с восточной окраины Евросоюза. Здесь Пекину гораздо легче найти экономических партнёров и союзников.
Наиболее прокитайской страной Восточной Европы можно назвать Венгрию. В 2016 г.объем венгерского экспорта в КНР достиг $2,25 млрд. По сравнению с позапрошлым годом прирост составил 25%, а за первые два месяца 2017 г. – 31% (1). На Венгрию приходятся 40% всех китайских инвестиций в Европе.
Чехию называют ещё одними воротами Китая в ЕС. Немецкие эксперты убеждены: китайско-чешские отношения достигли того уровня, когда Пекин может влиять на ключевые отрасли чешской экономики и инфраструктуры. Также Китай инвестирует средства в чешский рынок СМИ.
В действиях Праги немецкие эксперты видят желание превратиться в финансовый центр Европы с китайским капиталом. Пекин и Прага достигли договорённостей об учреждении Чешско-китайского инвестиционного фонда (в Чехии) и Китайско-чешского центра (в Китае) для координации взаимоотношений двух стран (2).
Чехия, учитывая нюансы китайской внешней политики, постепенно отходит от правозащитной риторики и переходит к холодному прагматизму в отношениях с внешним миром. Это выражается в уклонении от антикитайской критики в стиле Вашингтона, нежелании поддерживать антироссийские санкции и подчиняться навязываемым Брюсселем квотам по приёму беженцев.
«Если нам не удастся разработать собственную стратегию в ответ на действия Китая, тогда Китаю удастся расколоть Европу», - заявил министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль в ходе визита в Париж 30 августа 2017 г. Консолидацию Европы в условиях её демографических проблем, поворота США к Азии и экономического проникновения Китая в ЕС он назвал ключом к будущему (3).
Берлин старается добиться от Европы политики «одного Китая», т.е. одинакового подхода всех европейских стран во взаимоотношениях с Китаем, и от Китая – политики «одной Европы», т е. экономически и политически стандартизованного партнёрства со всеми странами ЕС.
Стратегия Китая в отношении Евросоюза заключается в создании вокруг Западной Европы кольца финансово-экономического влияния из восточноевропейских стран, нуждающихся в инвестициях более, чем их западноевропейские коллеги. Плацдармом для захода Пекина в Европу будет Восточная и Юго-Восточная Европа. Даже проамериканская Польша постепенно отказывается от противодействия китайским проектам.
В ноября 2016 г. в Риге состоялся саммит премьер-министров 16 восточноевропейских государств и Китая в формате «16+1». Среди обсуждавшихся тем – инфраструктурная интеграция стран, расположенных между Адриатикой, Балтикой и Чёрным морем, в китайский проект Нового Шёлкового пути (4). Имеется ввиду взаимодействие китайских морских портов с портами в Европе, прокладка дополнительных железнодорожных веток в Сербии, Венгрии, Македонии, Черногории с выходом к адриатическому побережью и т.д.
Призывы Германии к европейцам разговаривать с китайцами «одним голосом» были услышаны в Пекине. Китайская сторона выразила недоумение, подчеркнув, что шокирована подобными выпадами и выразила надежду, что Берлину удастся конкретизировать понятие политики «одной Европы» (5).
За немецко-китайскими противоречиями скрывается ответ на вопрос, кому будет принадлежать Европа в ближайшем будущем, как в политическом, так и экономическом плане. Приход Китая в Европу грозит появлением внутри ЕС прокитайского государственного лобби, подрывом монополии Берлина на определение политического и экономического курса Евросоюза.
Опосредованно китайское виляние будет мешать реализации германской политики на Ближнем Востоке и в Африке, где Пекин, опять-таки, конкурирует с Европой, а также выработке общего курса ЕС по ситуации в Южно-Китайском море, где столкнулись интересы Пекина, Брюсселя, Вашингтона и ряда региональных игроков.
Германии придётся много сделать, чтобы убедить восточных европейцев в своей надёжности. События последних лет, как то миграционный кризис в Европе, навязывание Берлином своего видения миграционной политики остальным членам ЕС, финансовый кнут, используемый Германией по отношению к погружённой в кризис Греции не способствуют росту доверия к немецкой политике.
2) https://www.freiheit.org/peking-ante-portas
4) http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3760944
5) http://www.german-foreign-policy.com/de/fulltext/59670
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs