Фото: en.nhandan.org.vn
В контексте «разворота на Восток» 25-й саммит АТЭС приобретает для России значение ключевой площадки для обсуждения экономической повестки. Вьетнам, председатель форума в этом году, может стать мостом к азиатско-тихоокеанской интеграции. В преддверие встречи лидеров стран АТЭС Центр российской стратегии в Азии ИЭ РАН и Российский центр исследований АТЭС РАНХиГС провели круглый стол, посвященный перспективам сотрудничества в рамках экономического форума.
Россия участвует в АТЭС с 1998 года. Наибольшую роль в российской внешней политике этот формат играл в 2012 году, во время российского председательства и саммита во Владивостоке. Несмотря на то, что АТЭС – организация клубного типа, и ее решения не носят обязательного характера, тем не менее, по словам директора Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Татьяны Флегонтовой, это важная площадка, в первую очередь, для апробирования лучших практик и норм регулирования. В дальнейшем опробованные нормы принимаются в других организациях, где решения имеют обязательный характер. В качестве примера эксперт рассказала о перечне экологических товаров, который был сформирован в АТЭС в 2012 году. Участники договорились снизить тарифные ограничения на импорт этих продуктов до 5% и ниже. Сейчас идут переговоры по соглашению об экологических товарах на площадке ВТО, которое станет обязательным для исполнения. Во-вторых, АТЭС – это один из немногих форумов, где представлены интересы как развитых, так и развивающихся стран. В следующем году председателем станет наименее развитая страна региона Папуа - Новая Гвинея. В-третьих, это площадка для продвижения интересов российского бизнеса. «За счет работы на форуме может быть наполнена российская стратегия поворота на Восток», – считает Татьяна Флегонтова. Значение экономик АТЭС эксперт проиллюстрировала на экономических показателях: 64% мирового ВВП, доля в мировой торговле – 48%. «В текущей геополитической ситуации, а также из-за неопределенности в работе ВТО АТЭС остается ключевой площадкой для обсуждения экономической повестки вне политики», – добавила эксперт.
Важность форума с точки зрения политики объяснил заведующий Центром российской стратегии в Азии ИЭ РАН Георгий Толорая. По его мнению, господствующая сегодня концепция «конструктивного разрушения» в течение 10-15 лет приведет к формированию двух блоков: евроазиатского и атлантического. В евроазиатском блоке ведущую роль будет играть Китай (Россия станет младшим партнером, по прогнозам Георгия Толорая), в атлантическом – США. Граница между ними будет проходить по двум тихоокеанским берегам. «Многие государства Азии сейчас вынуждены определяться, к кому им примкнуть», – утверждает эксперт. В этом году саммит АТЭС будет принимать Вьетнам – яркий пример азиатской страны, стоящей перед подобным стратегическим выбором. Из-за обострения территориальных споров в вьетнамо-китайских отношениях, растет влияние США. Несмотря на описанные перспективы, АТЭС по-прежнему объединяет все экономики региона, поэтому на предстоящем саммите у России и Вьетнама есть все шансы заявить о своих позициях и найти возможности для сотрудничества и продолжения экономической интеграции. Азиатская республика важна для российской внешней политики тем, что она может стать мостом к азиатско-тихоокеанской интеграции. Вьетнам – единственный член АТЭС, который вошел в зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС (в 2015 году).
Российско-вьетнамские двусторонние отношения носят статус всеобъемлющего стратегического партнерства. Важным событием стал официальный визит президента Вьетнама Чан Дай Куанга в Москву. Во время переговоров лидеры России и Вьетнама поставили цель достичь взаимного товарооборота в 10 млрд. долларов к 2020 году. Сейчас торговля между Россией и Вьетнамом составляет 4 млрд. долларов. При этом товарооборот азиатской республики с Китаем, по данным научного сотрудника Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН Лежениной Татьяны, составляет 72 миллиарда долларов, а с США – 48 миллиардов.
Председатель Вьетнамского национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству Во Чи Тхань рассказал о том, что лидеры Китая, России и США уже подтвердили свое присутствие на саммите АТЭС в Дананге. Форум может стать второй площадкой, на которой произойдет встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. Впервые лидеры России и США встретились на полях саммита G20 в Гамбурге. «Несмотря на то, что АТЭС – это экономический форум, мы не сможем обойти различия в подходах великих держав к геополитическим проблемам в регионе», – заметил Во Чи Тхань. Однако приоритетом Вьетнама на саммите будет экономическая повестка. АТЭС для Вьетнама – это способ наладить сотрудничество с другими странами региона. Ориентация руководства республики на экономическую интеграцию прямо соотносится и с целью форума – либерализацией торговли и инвестиций. По оценкам Во Чи Тханя, доля инвестиций членов АТЭС во вьетнамскую экономику превышает 70%. «По открытости (экономики) среди стран региона Вьетнам опережает только Сингапур и Гонконг», – утверждает эксперт.
Россия так же, как и Вьетнам, стремится к интеграции со странами региона. Замдиректора Департамента Азии, Африки и
Латинской Америки Минэкономразвития Наталья Стригунова назвала главной задачей российского участия в форуме: создание Азиатско-Тихоокеанской ЗСТ и включение в нее ЕАЭС. Ее выполнению препятствует изменение политики США. «То, что раньше вызывало безоговорочный консенсус в АТЭС (борьба с протекционизмом и создание Азиатско-Тихоокеанской ЗСТ), теперь пробивается с боем», – рассказала представитель Минэкономразвития. Кроме того, Россию и Вьетнам объединяет стремление к диверсификации экономических связей, развитию инфраструктуры и сотрудничеству в области высоких технологий. Сокращение таможенных пошлин в рамках зоны свободной торговли должно привести, согласно планам российских и вьетнамских властей, к увеличению товарооборота в 2,5 раза. Однако, как отметил руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН Владимир Мазырин, эта мера коснется далеко не всех товаров. Для многих продуктов, конкуренция с которыми чувствительна для национальных рынков, вместо тарифных ограничений будет применяться система квот. При этом востоковед подчеркнул, что вьетнамский рынок «открывается» для России больше, чем это делает российский.
В ходе круглого стола эксперты предложили ряд рекомендаций по развитию сотрудничества в рамках АТЭС и, в частности, с Вьетнамом, как с ключевым партнером и хозяином предстоящего саммита. Одна в области гуманитарного сотрудничества, которое, по оценкам выступивших, было на более высоком уровне до распада СССР. Сотрудничество России с Вьетнамом в образовании заметно сократилось. Русский язык уступил место английскому. Количество вьетнамских студентов, обучающихся в Китае, США, Австралии или Японии в разы превышает число тех, кто учится в России (6 против 28 тысяч в США). Эксперты посоветовали использовать советский опыт и стимулировать студенческие обмены. В качестве второй рекомендации прозвучал призыв к созданию перекрестной собственности и переходу от взаимных поставок (как простой формы торговли) к совместному производству товара. Однако важно не только участие в цепочке добавленной стоимости, но и место, которое страна в ней занимает, поэтому России и Вьетнаму следует не пытаться встраиваться в существующие, а создавать свои.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs