Фото: ejenews.ru
Глава Каталонии призывает Мариано Рахоя к диалогу. Однако, по словам испанских экспертов, проведя референдум и подписав декларацию о независимости, Карлес Пучдемон нарушил испанское законодательство и больше не может быть для национального правительства партнером по переговорам.
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел видеомост Москва-Мадрид, на котором обсуждался политический кризис в Испании, обострившийся после референдума в Каталонии. В обсуждении приняли участие: политолог Хесус Паласиос, профессор права в Университете Короля Хуана Карлоса I Карлос Уриарте Санчес, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин и доцент кафедры европейского права МГИМО МИД России Николай Топорнин.
16 октября истекли пять дней, которые премьер-министр Испании дал руководству Каталонии на то, чтобы пояснить: объявила ли Каталония о своей независимости. Ответ испанскому правительству нужен для применения 155 статьи Конституции Испании. Провозглашение суверенитета правительство будет расценивать как действие, наносящее ущерб государственным интересам, и на основании конституционных норм может ограничить каталонское самоуправление. В своем письме Мариано Рахою глава Каталонии Карлес Пучдемон не стал ни подтверждать, ни отрицать объявление независимости. Вместо этого он призвал испанского премьер-министра к скорейшей встрече. Согласно тексту письма, проведение диалога между национальным правительством и автономией станет главной целью каталонских властей на ближайшие два месяца.
Вопреки запрету Конституционного суда, 10 октября на заседании парламента Каталонии Карлес Пучдемон вместе с другими представителями руководства автономии подписал декларацию о независимости. После чего Барселона приостановила провозглашение суверенитета, чтобы начать переговоры с Мадридом. Декларация была принята на основании референдума, проведенного 1 октября (больше 90% проголосовали за «независимую Каталонию в форме республики»).
Хесус Паласиос считает референдум следствием хаоса в правовой системе королевства. Эксперты из Мадрида объяснили официальную позицию Испании, согласно которой референдум был незаконным. Декларация же, подписанная Карлесом Пучдемоном, не имеет юридической силы, не подтверждена ни национальным правительством, ни международным сообществом. Хесус Паласиос и Карлос Уриарте Санчес утверждают, что независимость той или иной части Испании, согласно законодательству, суверенное дело всего испанского народа. По их словам, не существует ни каталонского, ни баскского, ни валенсийского, ни андалузского народов. Есть только испанский народ, который является носителем государственного суверенитета.
Следовательно, любой референдум должен проходить на всей территории Испании. Они подвергли критике не только сам факт каталонского волеизъявления, но и его процедуру. «Не было официальной регистрации и механизма подтверждения личности голосующих, поэтому мог проголосовать любой (один человек мог голосовать несколько раз)», – отметил Хесус Паласиос. Исходя из этого, испанские эксперты ставят под сомнение результаты референдума. На их взгляд, нельзя говорить о том, что руководство Каталонии получило мандат от населения автономии, поэтому все принятые впоследствии законы («Закон о референдуме о самоопределении Каталонии» 6 октября) – это нарушение Конституции Испании и международного права. Именно поэтому, по мнению испанских экспертов, каталонский лидер сначала провозгласил независимость автономии, а потом тут же ее приостановил.
Карлес Пучдемон, в свою очередь, отстаивает право Каталонии на независимость (в частности, в письме Мариано Рахою) и призывает прекратить подавление населения и правительства Каталонии. Алексей Мухин также заметил, что право на самоопределение едино для всех. Он считает, что к референдуму привели ослабление контроля над автономией и ущемление ее прав. «Любая агрессия сейчас приведет к обострению ситуации в Каталонии вплоть до вооруженной эскалации конфликта», – подчеркнул российский эксперт. Карлос Уриарте Санчес ответил, что решение должно быть в рамках законодательства: «Карлес Пучдемон поставил себя вне закона, поэтому не может быть партнером по переговорам».
По мнению Алексея Мухина, Карлес Пучдемон хочет призвать Евросоюз в качестве посредника в переговорах между Мадридом и Барселоной. Однако, как утверждают испанские эксперты, и Испания, и ЕС высказались за то, что решение проблемы – это внутренне дело королевства. «Каталонцы не хотят покидать ЕС», – считает Николай Топорнин. Автоматическое вступление в Евросоюзе не предусмотрено. В случае отделения Каталонии придется проходить длительную процедуру признания и одобрения ее членства всеми участниками ЕС, а Испания, очевидно, ее вступление не поддержит.
Николай Топорнин назвал два сценария выхода из кризиса. Первый, на его взгляд, вытекает из испанской конституции. Российский эксперт видит слабость Мариана Рахоя в том, что он вовремя не исполнил ордер Конституционного суда, не запустил правоохранительный механизм. По мнению Николая Топорнина, Каталония нарушила конституцию: «Если Мариано Рахой ответственный премьер-министр, то он должен был предпринять действия в соответствии с законодательством: есть административный ресурс, полиция и другие органы правосудия». Однако российские эксперты полагают, что первый сценарий уже упущен. Сейчас агрессия со стороны правоохранительных органов приведет к проявлению радикализма со стороны каталонцев. Второй сценарий – это переговоры. Алексей Мухин призывает принять «протянутую руку» Карлеса Пучдемона и приступить к диалогу. Николай Топорнин предлагает обратить внимание на опыт России в переговорах федеральных властей с субъектами федерации после распада СССР (концепция дополнительных федеративных соглашений между центром и регионами).
Согласно заявлению вице-премьера Испании Сорайи Саенс де Сантамарии, правительство продлило срок ультиматума каталонским властям до 19 октября. Очевидно, что и Мадрид, и Барселона оказались не готовы к сложившейся ситуации. Каталония не решается начать процедуру выхода из состава королевства. Несмотря на свое благополучие (ВВП и экономический рост значительно выше, чем в среднем по стране), автономия очень сильно зависит от испанской экономики. Кроме того, среди каталонцев много сторонников единства Испании. В свою очередь, национальное правительство не торопится запускать правоохранительный механизм и применять административный ресурс. Опираясь на законодательство, Мадрид все-таки воздерживается от жестких мер в его применении.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs