Председатель СФ В. Матвиенко провела парламентские слушания о параметрах проекта федерального бюджета. С основным докладом выступил Министр финансов РФ А. Силуанов
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
В заседании приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители Банка России, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития, региональных органов государственной власти, финансовых органов субъектов РФ, представители экспертного сообщества.
Как отметила Валентина Матвиенко, нынешние слушания - продолжение работы, которую Совет Федерации вел с начала года.
Председатель СФ напомнила, что весной в Правительство РФ были направлены предложения по формированию концепции главного финансового документа страны, по повышению финансовой устойчивости бюджетов регионов и муниципальных образований, а на прошлой неделе в верхней палате парламента прошел «правительственный час», на котором были рассмотрены параметры прогноза социально-экономического развития России на следующие три года. Поэтому в представленном проекте бюджета учтен целый ряд предложений Совета Федерации.
«Особенностью этого документа является жесткая фиксация расходов. Их предельный размер на плановый период формируется в соответствии с новым «бюджетным правилом», цель которого - снизить зависимость бюджета от конъюнктуры рынка энергоносителей и создать условия для обеспечения макроэкономической стабильности в стране. Совет Федерации неоднократно обращал внимание на необходимость выполнения этой задачи», - сказала Валентина Матвиенко.
Вместе с тем она подчеркнула, что крайне важно обеспечить выполнение поручения Президента России по выводу экономики на темпы роста выше мировых, то есть не менее трех процентов в год. «Цифры, заложенные в прогноз, не позволят решать амбициозные задачи развития страны, повышать качество жизни граждан, развивать инфраструктуру и производство».
«Ресурсы ограничены, но резервы далеко не исчерпаны. Представляется абсолютно неверным сокращение государственных инвестиций», - отметила Председатель СФ.
По ее мнению, складывается ситуация, при которой для покрытия дефицита бюджета привлекаются средства под достаточно высокие проценты, а имеющиеся резервы вкладываются в финансовые инструменты с низкой доходностью. «Необходимо существенно повысить качество управления средствами суверенного фонда», - сказала Валентина Матвиенко, предложив обсудить возможность их более широкого использования на приобретение облигаций наиболее крупных, надежных российских компаний.
Она также обратила внимание на то, что без точных качественных прогнозов бюджетное проектирование лишается своей сути. «В текущем году расхождение запланированных и фактических доходов федерального бюджета за первое полугодие составило почти триллион рублей. Нельзя не понимать, как такие ошибки сказываются на бюджетном процессе субъектов хозяйственной деятельности».
По мнению Валентины Матвиенко, серьезные резервы для роста экономики кроются в повышении эффективности использования бюджетных ресурсов. «Перезагрузки» государственных программ пока не произошло. Основным инструментом бюджетной политики они так и не стали».
«Недавно состав программно-целевых инструментов был расширен. Теперь в него входят приоритетные проекты. Инструмент вроде бы новый, а проблемы те же», - сказала Валентина Матвиенко, отметив, что в первом полугодии в связи с несвоевременным принятием нормативных актов не финансировались расходы по двум приоритетным проектам.
Спикер СФ дала поручение профильным комитетам во взаимодействии со Счетной палатой взять на особый контроль данный вопрос. «Расходы на реализацию госпрограмм и приоритетных проектов должны исполняться своевременно».
По словам Валентины Матвиенко, в настоящее время идет разработка нового типа программ, в основу которых будут положены принципы проектного финансирования. «Фактически готовится новая реформа в рамках уже заложенных в проекте бюджета средств. Поэтому мы должны четко понимать цели, методы и последствия данных новаций». Председатель СФ поручила профильным комитетам верхней палаты парламента внимательно подойти к этому вопросу.
«Экономический рост невозможен без серьезных вложений в человеческий капитал, - подчеркнула Валентина Матвиенко. - Необходимые средства на повышение зарплат должны быть предусмотрены. Бюджет также должен обеспечивать строительство школ, поддержку науки, культуры, образования и здравоохранения. Совет Федерации будет настаивать на финансировании из федерального бюджета закупки лекарств для детей, страдающих редкими заболеваниями».
«Настройка экономики на режим ускоренного экономического роста возможна лишь при масштабных инвестициях», - считает Валентина Матвиенко. По ее мнению, мощную поддержку инвестициям должна оказать и программа инфраструктурной ипотеки и при «настройке» этих новых инструментов кредитования необходимо использовать наработанный опыт Фонда развития промышленности. «Уместным будет задействовать потенциал Фонда и при реализации программы «Цифровая экономика».
По мнению Председателя СФ, одним из генераторов спроса на цифровые технологии должен стать федеральный бюджет, в связи с чем необходимо тщательно проанализировать все государственные программы и практически в каждой предусмотреть мероприятия, направленные на цифровизацию экономики.
«Решение задачи опережающего социально-экономического развития России, конечно же, невозможно без адекватной налоговой политики. К сожалению, наша налоговая система пока не полностью отвечает предъявляемым требованиям. А перед нами стоит задача найти резервы дополнительных доходных поступлений, сохранив на неизменном уровне фискальную нагрузку на налогоплательщиков. Один из таких резервов - сокращение теневого сектора экономики», – сказала Валентина Матвиенко.
Она напомнила о том, что еще в конце декабря 2013 года Президент России дал поручение Правительству РФ определиться с правовым статусом «самозанятых» граждан. «Совет Федерации предлагает введение в этой сфере патентного налогообложения. Необходимо окончательно решать данный вопрос и вводить эту категорию граждан в правовое поле».
Валентина Матвиенко затронула вопрос о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН). «С этого года мы добились ограничения размера убытков, подлежащих учету участниками КГН при определении налоговой базы. Порог установлен в пятьдесят процентов. Эта мера дает региональным бюджетам необходимые им дополнительные доходы. Однако мы считаем, что стоит сделать следующий шаг и ограничить списание убытков тридцатью процентами».
«Главой государства поставлена задача обеспечить частичное зачисление в региональные бюджеты доходов от налогов и сборов, которые дополнительно получены в результате деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. До сих пор Правительством не приняты соответствующие нормативные акты. Совет Федерации будет держать на контроле и добиваться выполнения данного поручения», - подчеркнула Валентина Матвиенко.
Она также указала на необходимость разобраться с методикой оценки эффективности налоговых льгот. «Сроки не исполняются. А без методики работа на местах буксует. Чтобы форсировать процесс, надо установить мораторий на новые льготы по налогам, которые идут в региональные и местные бюджеты, распространить на действующие правило «двух ключей».
В качестве примера Валентина Матвиенко привела льготу на движимое имущество. «Сроки этой льготы истекли. Сейчас Правительство вновь вносит предложение о продлении этой льготы, а это - выпадающие доходы наших регионов».
Еще одна чувствительная тема, по мнению Валентины Матвиенко, это реализация поручения Президента России об увеличении бюджетных ассигнований региональным дорожным фондам.
«Представленный проект бюджета не содержит решения этой задачи. Более того, он увеличивает еще на год несправедливое распределение акцизов на бензин и топливо между центром и регионами. Увеличение доли федерального бюджета было временной мерой – только на три года. В 2020 году необходимо вернуться к зачислению в бюджеты субъектов прежних восьмидесяти восьми процентов акцизов на бензин и топливо, как и предусматривалось до сих пор. Надо внести изменения в федеральный бюджет. К 2020 году доходы регионов должны быть возвращены».
Председатель СФ считает принципиально важным не допускать сокращения финансовой помощи регионам. «Ужесточение требований по государственному долгу и дефициту может привести к тому, что регионы не смогут профинансировать обязательные расходы. Вводить ограничения нужно плавно, поэтапно, не сокращая объемы финансовой помощи. Дотации должны предоставляться субъектам Российской Федерации без установления направлений их использования. Такой закон по инициативе нашей палаты принят».
Валентина Матвиенко отметила, что поддержку регионам должна оказать мощнейшая семилетняя программа реструктуризации бюджетных кредитов. «Важно «не задушить» субъекты Федерации избыточными условиями и требованиями. Как это произошло в случае с предоставлением бюджетных кредитов».
«Несмотря на общую положительную динамику – госдолг регионов с начала года уменьшился на шесть с половиной процентов – в ряде субъектов наблюдается рост долговой нагрузки. Универсализм в этих вопросах неприемлем. Надо точечно разбираться с каждым регионом и последовательно двигаться в сторону формирования новой системы межбюджетных отношений, активно стимулирующей субъекты на развитие собственного экономического потенциала», - сказала Валентина Матвиенко.
Председатель СФ призвала руководство на местах проявлять больше инициативы в использовании налоговых механизмов для повышения доходов.
С основным докладом выступил Министр финансов РФ Антон Силуанов. Он подчеркнул, что парламентские слушания позволят уточнить параметры проекта бюджета и законов, которые его сопровождают.
Антон Силуанов отметил, что при подготовке бюджета ведомство руководствовалось двумя задачами: вывести динамику реальных доходов населения на положительный уровень и на протяжении трех лет вывести темпы роста экономики на уровень не ниже мировых.
Министр рассказал о предусмотренных в проекте бюджета стимулах экономического роста. «Мы учитываем, что будут продолжать снижаться ставки по кредитам за счет сохранения низких темпов инфляции. Это позволит повысить доступность кредитов и увеличить рост частных инвестиций. Для этого мы снижаем дефицит бюджета с 2,2 процентов ВВП в текущем году до 1,4 процента в следующем году и ниже 1 процента в 2019 -2020 годах. Это позволяет ЦБ снизить ключевую ставку», - сказал он.
Антон Силуанов проинформировал о мерах налогового стимулирования. В этой сфере предусматривается не увеличивать налоговое бремя. «Мы вводим новые дополнительные преференции для тех участников экономической деятельности, которые вкладывают средства в инвестиции».
По его словам, Министерство финансов РФ подготовило и внесло в Государственную Думу законопроект по внедрению инвестиционной льготы, введение которой будет осуществляться субъектом РФ самостоятельно.
Будет развиваться такой инструмент, как специнвестконтракт. «Российская Федерация, субъект РФ и инвестор договариваются об инвестициях в определенное производство, и федеральный центр гарантирует неизменность налоговых условий на всем этапе реализации этого проекта. Мы уже заключили около семидесяти специнвестконтрактов на территории России», - пояснил Антон Силуанов.
Еще один инструмент – бюджетная поддержка, отметил глава Министерства финансов. Продолжатся действующие меры финансирования инфраструктуры. «Кроме того, необходимо отметить «фабрику проектного финансирования», когда коммерческие банки структурируют проект совместно с Внешэкономбанком», - сказал Антон Силуанов.
По его словам, Министерство будет предлагать парламентариям рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований в Фонд развития промышленности на 16 млрд руб. для его докапитализации. Будет также продолжена программа поддержки малого и среднего бизнеса.
Министр рассказал о создании условий для роста экономики регионов. В частности, в качестве мер стимулирования развития бизнеса в субъектах РФ предусмотрена такая мера как грантовая поддержка. В 2016 г. она составила 5 млрд руб., в 2017 г. и последующие годы – по 20 млрд руб.
Начиная с 2018 г. будет действовать норма для регионов, которые получают прирост по прибыли. Из трех проц. налога на прибыль, поступающих в федеральный бюджет, два проц. будет возвращаться в субъект РФ.
Антон Силуанов также отметил, что продолжится практика возмещения регионам из федерального бюджета их затрат на инфраструктуру, создания производственных парков, технопарков за счет тех налогов, которые федерация получает от резидентов этих промышленных парков.
Министр затронул тему межбюджетных отношений. В этой сфере ставится две задачи - обеспечение регионов устойчивой базой и вывод их из возникших долговых проблем. «Предусмотрена беспрецедентная реструктуризация долгов – это даст на два ближайших года высвобождение обязательств у субъектов РФ на сумму 430 миллиардов рублей. Это тот объем бюджетных кредитов, которые регионы должны вернуть федеральному бюджету. Все необходимые соглашения с регионами будут заключены до 1 января 2018 года».
ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs