ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия – США: торгово-экономические отношения в условиях санкций

17:49 28.09.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

По словам президента и главного исполнительного директора Американской торговой палаты в России (American Chamber of Commerce in Russia/ AmCham Russia) Алексиса Родзянко, сегодняшние российско-американские отношения сильно напоминают начало романа Чарльза Диккенса «История двух городов»: «Это были лучшие времена, это были худшие времена». Поначалу российские власти возлагали большие надежды на улучшение отношений двух стран в связи с приходом администрации Трампа, однако уже во второй половине 2017 года стало очевидно, что ожидания не оправдались. Произошел разворот на 180 градусов: негативная риторика в отношении России лишь усилилась, а санкции были ужесточены.

Как будут складываться торгово-экономические отношения США и России в условиях санкций? Можно ли их улучшить? Эти и другие вопросы обсудили представители американского и российского бизнеса на 17-ой ежегодной Инвестиционной конференции Американской торговой палаты в России «Принимая новые вызовы».

Санкции остаются надолго

Как показала практика, действующий президент США Дональд Трамп не способен противостоять американской «политической машине» и оказывать влияние на решения конгресса в отношении России. Руки действующему президенту связывает еще и то обстоятельство, что его подозревают в связях с русскими. По словам Алексиса Родзянко,  Трамп усугубил свое непростое положение увольнением директора ФБР Джеймса Коми. Дело в том, что Коми занимался расследованием возможного вмешательства российских хакеров в ход американских президентских выборов, и начали ходить слухи, будто его расследование могло привести к выявлению причастности Трампа к кибератаке на Демократическую партию США. В этой связи большинство сенаторов придерживаются мнения о том, что действующий президент не может «здраво и твердо действовать в отношении России».

Недоверие сенаторов к президенту привело к тому, что санкционными вопросами начал заниматься исключительно конгресс США, и теперь санкции закреплены на законодательном уровне. Текущая ситуация очень напоминает ту, в которой была принята известная поправка Джексона-Вэника 1974 года, которая предполагала ограничение торговли США со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Американские президенты менялись, Советский Союз распался в 1991 году, но поправка была отменена лишь спустя 38 лет — 21 ноября 2012 года, когда ее действие в отношении России было официально отменено конгрессом. «Проголосовать против России в США легко, а проголосовать за Россию даже в самые лучшие времена очень сложно. Мы считаем, что закон о санкциях останется надолго, и наверняка он будет действовать даже дольше, чем президентский срок Трампа», – комментирует сложившуюся ситуацию Алексис Родзянко.

«Закон о санкциях останется надолго, и наверняка он будет действовать даже дольше, чем президентский срок Трампа» (А. Родзянко)

Вместе с тем глава Американской торговой палаты в России считает, что санкции в большинстве своем имеют скорее психологический, а не практический эффект. Единственные реальные перемены, которые сузили окно возможностей для экономического взаимодействия двух стран, произошли в банковском и энергетическом секторе. В частности, согласно поправкам к закону сократился максимальный срок финансирования российских банков, находящихся под санкциями США (с 30 до 14 дней) и компаний нефтегазового сектора (с 90 до 60 дней). Со своей стороны, президент и генеральный директор Американо-российского делового совета Дэниел Расселл заверил российскую сторону: «Мы как представители бизнес сообщества будем стараться снизить издержки нового законопроекта».

Не во всем виновата политическая конъюнктура

Президент Российско-американского совета делового сотрудничества, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Давид Якобашвили, в ходе своего выступления отметил низкий уровень торгово-экономического сотрудничества двух стран. По данным «Ru-Stat», общий товарооборот России и США не превышает $21 млрд в год[1].

Президент «AmCham Russia» Алексис Родзянко, отвечая на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь», что, с его точки зрения, может послужить триггером для развития торгово-экономических отношений между США и Россией, заявил следующее: «Самое главное это то, как будет развиваться деловой и инвестиционный климат в самой России. Как будут развиваться политические отношения между двумя странами – это вопрос второго плана. Если будет экономическое притяжение, то политические препоны мешать будут меньше».

Со своей стороны Алексис Родзянко заострил внимание на том, что американскую сторону беспокоят поправки к российскому закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», внесенные летом этого года. «Нам кажется, что слишком много власти передано в руки правительственных чиновников, которые теперь могут рассматривать инвестиции и постфактум определять, как они отражаются на безопасности России. Инвесторы в одночасье могут потерять вложенные средства», – отметил президент «АmCham». Однако надо сказать, что поправки касаются только иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства[2].

О положении дел в бизнес-среде России на конференции рассказал президент РСПП Александр Шохин. Эксперт перечислил несколько ключевых проблем, которые на сегодняшний день являются наибольшими ограничителями в развитии предпринимательской активности и делового климата в России:

1)    Непредсказуемость экономической политики. Часто меняются бюджетно-налоговые механизмы, так как до сих пор до конца не сформирована программа экономического развития страны.

2)    Высокая фискальная, административная, контрольно-надзорная нагрузка на бизнес.

3)    Слабая система реальных стимулов для развития бизнеса, которая в идеале должна складываться из следующих элементов: доступность финансово-кредитных ресурсов и снижение  прямой нагрузки на предпринимателей (будь то налоговые или неналоговые платежи, которые бизнес воспринимает как реальное давление).  

Вместе с тем эксперты конференции отметили и формирование нескольких позитивных тенденций, которые могут способствовать улучшению делового климата страны: 1 – ВВП России показывает положительную динамику роста, 2 – снизилась инфляция, 3 – упал индекс восприятия уровня коррупции в государственном секторе[3], 4 – идет селективная поддержка инвестиционной активности.

Вальтер Гейгер, представитель американского бизнеса, управляющий директор «Johnson& Johnson» в России, заявил, что российский рынок остается очень привлекательным для иностранных компаний. На его взгляд, в определенных моментах он выглядит даже более привлекательным, чем рынки многих быстроразвивающихся стран.

«Рынки Индии и Китая действительно растут гигантскими темпами с точки зрения ВВП. Однако в Китае сегодня конкуренция просто зашкаливает, а в Индии маржа (разница между ценой и себестоимостью) не такая уж высокая. Если говорить о  Бразилии, то сегодня в этой стране наступили тяжелые времена», – отметил В. Гейгер.

Так же достаточно парадоксальная ситуация в России сложилась на рынке ценных бумаг. По словам Александра Афанасьева, председателя правления Московской Биржи, США – это единственная страна мира, инвесторы которой существенно увеличили свою долю владения российскими акциями после введения санкций (в 2013 году доля составляла 38 %, а в 2017 – уже 53 %). Лондонская доля сначала упала, потом восстановилась, а доля континентальной Европы сократилась очень серьезно. Эксперт связывает это с тем, что глобальные фонды США быстрее остальных участников адаптировались к секторальным финансовым санкциям, вероятно, по причине того, что лучше других осведомлены в текущей ситуации, так как имеют  доступ к американским регуляторам.

«США – это единственная страна мира, инвесторы которой существенно увеличили свою долю владения российскими акциями после введения санкций» (А. Афанасьев)

В заключение сессии большинство экспертов сошлись во мнении, что слабый уровень текущего торгово-экономического взаимодействия США и России нельзя объяснить лишь сложившейся политической конъюнктурой. Потенциал для его развития есть, и основной упор нужно делать на дальнейшем улучшении деловой среды России. Что касается будущего российско-американских отношений, то, по мнению Алексиса Родзянко, «время будет содействовать тому, чтобы они улучшались, ибо интересы США и России стратегически скорее дополняют, а не противоречат друг другу».



[3] Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространённости коррупции в государственном секторе.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати