На защиту классического искусства встали виртуозы балета

11:52 14.09.2017 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Мозаичная картина Грани «Две балерины»

В Москве 13 сентября было объявлено о создании «Федерации классических искусств России», выступающей в защиту признанных шедевров.  В рамках мероприятия была презентована предстоящая премьера международной балетной компании «Virtuous ballet» (Виртуозный балет) - балета «Питер Пэн в Москве».

Поводом, а скорее назревшей необходимостью к объединению деятелей искусства, меценатов, журналистов стала волна экспериментальных постановок, созданных на основе классических произведений, но весьма далёких от них в своем авторском прочтении новаторств, либо заимствований названий классических произведений, содержание которых ничего общего с современными «шедеврами» не имеющими. При этом устойчивая тенденция навязывания зрителям нетрадиционных, откровенно деструктивных видений авторского «я» в противоположность эстетике вечных ценностей, принятых и понимаемых людьми разных континентов, рас и культур, приобретает неоправданно широкие масштабы. Как выяснилось, во всём мире на сегодня нет ни одного творческого сообщества, которое бы на законных основаниях защищало и отстаивало интересы и права классического искусства в самом его широком смысле. Русский классический балет, неоспоримое лидерство которого признано в мире, стал мишенью яростных атак. И в первую очередь главная балетная сцена страны – Большой театр.

Свою первую встречу с журналистами «Федерация классических искусств России» провела достаточно символично – в отеле «Метрополь», построенном в начале XX века на средства и по замыслу знаменитого ценителя искусств Саввы Ивановича Мамонтова. Именно он выкупил землю под застройку будущего комплекса, он задумал с широким размахом и частный оперный театр со зрительным залом на 3000 зрителей, и гостиницу, бальные и экспозиционные залы. К участию в создании «Метрополя» выдающийся Савва Мамонтов пригласил Константина Коровина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, известного на Москве архитектора Льва Кекушева. И вот в этих стенах люди, неравнодушные к судьбе классических искусств России, вели речь о том, как противодействовать разрушительным тенденциям, бьющим по культурному наследию страны. Казалось бы, парадокс в том, что инициатива создания Федерации принадлежит бразильскому балетмейстеру Альфредо Боржесу. Однако этот факт лишний раз говорит о том, что подлинное искусство не знает преград, не может не волновать и не возвышать «души прекрасные порывы», на каких бы языках не говорили слушатели и зрители. На чистом русском языке (балетмейстер учился и работал в России 14 лет) Альфредо Боржес объяснил свою позицию по защите того классического наследия России, традиции которого не только разрушать нельзя, но и передать следующим поколениям трудно, - этому надобно долгие годы учиться через пот и слёзы.

Г-н  Боржес разработал проект закона о порядке использования и защиты образа произведений классических видов искусств. Инициаторами создания «Федерации классических искусств России» выступили «ООО «Виртуозный балет» и международное общественное движение «Мы любим Россию». При этом классическая балетная компания «Виртуозный балет», которую возглавляет Альфредо Боржес, была создана в Москве в соответствие с «Соглашением между правительствами государств-членов БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) о сотрудничестве в области культуры». В чём же будет заключаться противодействие и защита со стороны «Виртуозного балета» в частности? В том, прежде всего, что компания на постоянной основе приступила к созданию новых балетных спектаклей в классическом стиле. И первым из них станет балет «Питер Пэн в Москве», премьера которого намечена на сентябрь следующего 2018 года в Кремлёвском дворце. Над спектаклем работают – балетмейстер Альфредо Боржес, композитор Освальдо Монтенегро (Бразилия) и композитор Тихон Хренников (правнук известного советского композитора Тихона Николаевича Хренникова). Как уточнил Альфредо Боржес, главной особенностью балета «Питер Пэн в Москве» является участие в нём выдающихся артистов мировых балетных трупп, музыкантов и художников из стран БРИКС, победителей международных конкурсов. Свою премьеру балетные посвятят 200-летию со дня рождения Мариуса Ивановича Петипа – того, кто создал основы балетного академизма.  

Создание «Федерации классических искусств России» поддержали видные деятели отечественной культуры. Среди них – художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин. «Я как руководитель одного из старейших драматических театров России уверен: необходимо поддержать не только талантливую молодёжь, но и тех людей, на голом энтузиазме которых сейчас держатся многие музеи, парковые ансамбли, театры, библиотеки и другие учреждения культуры, собирающие по крупинкам историю и традиции классического искусства, чтобы передать их следующим поколениям. Создание Федерации позволит им объединиться и даст возможность вместе отстаивать права на сохранение памятников искусства и традиций России», - сказал, приветствуя организаторов Федерации, Юрий Соломин.     

Отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь», какими правовыми механизмами Федерация намерена защищать русскую классику, президент международного общества «Россия-Германия», президент международного интеллектуального клуба «Зиновьев» и вице-президент международного конкурса пианистов «Европа-Азия» Ольга Зиновьева ответила, что эти механизмы предстоит выработать всем вместе, привлекая на помощь квалифицированных юристов, законодателей Государственной думы, авторитет сенаторов Совета Федерации. С сожалением Ольга Мироновна отметила, что в зале нет представителей Министерства культуры РФ, приглашения которым были направлены одними из первых. Не в последнюю очередь её слова были обращены именно к сотрудникам Министерства культуры РФ о том, что «сознательное давление и растление всех групп населения дешёвым, как сыр в мышеловке, доступным и низкопробным контентом на всех уровнях и для всех возрастов обладает чудовищной убийственной силой умерщвления здоровой мысли и способности понимать и умения выбирать, что есть что, и кто есть кто». По словам Ольги Зиновьевой, «животворящая сила классического искусства стимулирует человека на творчество, на открытие, на развитие его как личности». Обращаясь ко всем, кто пришёл в этот день на встречу с организаторами «Федерации классического искусства России», Ольга Зиновьева сказала: «Давайте вместе защищать святое пространство классического балета России, классического театра, классической музыки, классической живописи, классической скульптуры, классической литературы. Мы-то взрослые, родившиеся в XX веке, хорошо знаем, что это такое. Наша обязанность передать не только детям, но и правнукам, эстафету любви, благодарности и уважения того, что создали великие мастера классического искусства нашей планеты».

А председатель Центрального совета международного общественного  движения «Мы любим Россию» Михаил Зернов в беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» отметил, что «ведь в воплощённых гениях заложены не только их природный дар и трудолюбие, но и колоссальный труд, мудрость и духовный багаж их преподавателей». Добавим, что «Федерацию классических искусств России» уже поддержали заслуженные деятели культуры не только нашей страны, но и стран Латинской Америки, Африки, европейских государств. А значит, классика – в надёжных руках. И это только начало. 

Ключевые слова: БРИКС Москва Большой театр балет «Федерация классических искусств России» Альфредо Боржес

Версия для печати