ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Дедолларизация: миф или реальность?

16:14 22.08.2017 • Тимур Аитов, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям

http://rusvesna.su

В своем недавнем интервью журналу «Международная жизнь» заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил: «Экономика будет напоминать о себе и в хорошем, и в плохом смысле. Мы, конечно, активизируем работу, связанную с импортозамещением, сокращением зависимости от американских платежных систем, от доллара как расчетной валюты и т. д. Это теперь становится насущной необходимостью» (https://interaffairs.ru/news/show/18139)

Ограничить влияние доллара на российскую экономику актуальная, но непростая задача. Наши международные партнеры в большинстве своем до сих пор предпочитают осуществлять расчеты в американских долларах - рубль зависит от цен на сырье и поэтому нестабилен как валюта. Думаю, нынешний призыв к ограничению коснется, в первую очередь, наших вложений в американские долговые бумаги. Парадокс - санкции благотворно повлияли на российский фондовый рынок: спекулянты на нем поутихли и стали работать с большей осторожностью.

«Парадокс - санкции благотворно повлияли на российский фондовый рынок: спекулянты на нем поутихли и стали работать с большей осторожностью»

В рамках тренда на ограничение доллара можно предвидеть новые попытки создать систему для осуществления трансграничных платежей в рублях, юанях или иной валюте, которую возможно будет эмитировать группа стран наподобие валюты стран Евросоюза. Наверное, могут быть введены ограничения по хождению доллара на внутреннем рынке, по осуществлению сделок в этой валюте и т.п. Что важно во всех этих процессах? Важна системность. И прежде чем принимать конструктивные меры по снижению зависимости нашей экономики от других стран, в частности её дедолларизации, разумно рекомендовать сначала заняться совершенствованием нашей собственной внутренней системы наличного и безналичного денежного обращения. Напомню: до сих пор эта система многоуровневая и во многом копирует по своей идеологии международную валютную систему. У нас есть «самая главная суверенная валюта» - рубли Центрального банка, существующие в наличной и безналичной форме. Есть валюта рангом ниже – это рубли коммерческих банков, которые они сами (!) эмитируют, раздавая кредиты гражданам и юридическим лицам. Причем сумма этих локальных эмиссий мало связана с реальными остатками средств банков на корсчетах в ЦБ. Существуют только некие нормативы, за которыми следит ЦБ. Есть и третий нижний уровень – системы электронных денег (СЭД), которые по нашему законодательству привязаны к банковским валютам (в силу используемой банкоцентрированной идеологии в РФ), и в юридическом смысле представляют собой требования к валюте коммерческих банков и /или валюте Центрального банка.

Подобная многоуровневая система далеко не совершенна – она подвержена возможным кризисам, громоздка, плохо управляема в моменты паники и так далее. Сами пользователи плохо защищены. К примеру, если коммерческий банк банкротится, то все его взаимоотношения с вкладчиками и даже держателями расчетных и текущих счетов по части собственной валюты теряют смысл, а валюта исчезает вместе с банком.

Если же мы откажемся от многоуровневой системы и перейдем к системе, в основе которой находится исключительно суверенная валюта Центрального банка в наличном и безналичном виде, то это, с одной стороны, повысит стабильность  внутреннего денежного обращения, с другой стороны -  лишит  коммерческие  банки  самостоятельности в части трат средств срочных вкладов, а также части прибыли, которую они получают благодаря возможности самостоятельно эмитировать частную валюту.  Насколько это хорошо или плохо пока никто точно не скажет. Видимо, радикальные меры сразу вводить не стоит, но думать в этом направлении и делать пилотные проекты  необходимо.

«Насколько это хорошо или плохо пока никто точно не скажет. Видимо, радикальные меры сразу вводить не стоит, но думать в этом направлении и делать пилотные проекты необходимо»

 Что еще важно? Упорядочение денежного обращения ускорит и упростит переход платежей в национальной платежной системе в режим реального времени (real time), чего сегодня нет. В большинстве случаев «моментальная» оплата сервисов и товаров, которую мы наблюдаем, это фикция. Деньги в реальности доходят до адресата через несколько дней. Конечно, не всегда это критично, но есть масса ситуаций, в которых время играет важную роль. Например, это имеет место в отношении создаваемых сегодня инновационных экосистем платежей торговли, в которых важно «связывать» факт платежа с местонахождением клиента в момент его выполнения. Отметим, что работа платежных систем в режиме real time сама по себе способствует экономическому росту страны - за счет ускорения оборачиваемости средств, и за счет отказа от дорогостоящего краткосрочного финансирования. Также следует отметить, что при переходе к моментальным платежам снижаются риски и значительно уменьшается себестоимость платежа.

И если заглянуть в будущее цифровой экономики, то все поколения новых платежных систем обязательно будут базироваться на мгновенном доступе к счетам плательщика и получателя платежи мгновенном завершении платежей. Важно здесь не опоздать, хотя создавать real-time-сервис недешево и делаться это должно сразу в национальном масштабе. Одному банку такой проект не по силам, требуются совместные усилия игроков и регуляторов отрасли. Придет пора взяться и за создание единого национального трансфертного пространства, в котором каждый плательщик будет иметь возможность легко и удобно в реальном времени проводить платежи любому контрагенту, независимо от того, где тот находится и какой именно у него счет. К сожалению, пока этой задачи у наших регуляторов нет даже в дорожных картах. Будет неплохо, если для начала она возникнет хотя бы в головах.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати