ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы российских СМИ по итогам встречи Президента России В.В.Путина и Президента США Д.Трампа «на полях» саммита «Группы двадцати», Гамбург, 7 июля 2017 года

22:58 07.07.2017 •

Вопрос: Сергей Викторович, как прошла эта продолжительная встреча?

С.В.Лавров: Если президенты видят, что есть вопросы для обсуждения, чтобы постараться не просто обменяться мнениями, а кое-что решить, то я думаю, время здесь не играет решающего значения. Действительно, была очень продолжительная беседа. Мое ощущение - подтвердилось, что Президент Российской Федерации В.В.Путин и Президент США Д.Трамп движимы национальными интересами своих стран и видят их, прежде всего, в том, чтобы искать взаимовыгодные договоренности, а не пытаться разыгрывать какие-то конфронтационные сценарии и  создавать проблемы на ровном месте. Именно в таком конкретном и деловом ключе обсуждали Сирию, Украину, Корейский полуостров, кибербезопасность и целый ряд других вопросов.

Договорились о некоторых вполне конкретных вещах.

Первое. Буквально сегодня в столице Иордании Аммане завершили работу эксперты России, США и Иордании, которые согласовали меморандум о создании зон деэскалации на юго-западе Сирии – в районах Дераа, Кунейтра и Сувейда. В этой зоне будет действовать режим прекращения огня с 12:00 по дамасскому времени 9 июля.

Россия и США взяли на себя обязательства обеспечить выполнение соблюдения режима прекращения огня всеми группировками, которые там находятся, а также обеспечить гуманитарный доступ и наладить контакты между оппозиционерами, находящимися в этом регионе, и мониторинговым Центром, который создается в столице Иордании. На первых порах безопасность вокруг этой зоны деэскалации будет обеспечиваться с использованием силы средств российской военной полиции при координации с американцами и иорданцами. Немаловажно, что в этом документе четко подтверждена приверженность России, Иордании и США суверенитету, территориальной целостности Сирии и резолюциям СБ ООН, которые заложили основу для продвижения политического урегулирования. Это одна договоренность, которую сегодня приветствовали президенты.

Второе. При обсуждении Украины американская сторона сообщила, что они назначили специального представителя по содействию усилиям по урегулированию украинского кризиса. Условлено создать канал между представителями Российской Федерации и США, чтобы использовать имеющиеся у США возможности для продвижения урегулирования на основе Минских договоренностей, опираясь на потенциал, заложенный в Контактной группе и в «нормандском формате». Рассчитываем, что в ближайшее время представитель США по украинскому урегулированию прибудет в Россию на консультации.

Третья тема - это кибербезопасность, которой  по понятным причинам  уделено немало внимания. Президенты сошлись на том, что эта сфера становится все более рискованной. В ней рождаются угрозы, включая террористическую, угрозы в сфере других областей организованной преступности, такие угрозы нормальному функционированию обществ, как детская порнография, педофилия, т.н. суицидные сети. Конечно, Президент Д.Трамп также упомянул  о том, что в США по-прежнему некоторые круги раздувают тему российского вмешательства в американские выборы, хотя и не могут это доказать.

Условлено, что все эти вопросы в комплексе, включая борьбу с терроризмом, организованной преступностью, хакерством во всех его формах стали предметом российско-американского взаимодействия. В этих целях будет создана совместная двусторонняя рабочая группа.

Четвертая договоренность обуславливает ускорение прохождения процедур, необходимых для назначения новых послов – России в США и США в России.

Вопрос: Поднимался ли вопрос российской дипломатической собственности на территории США?

С.В.Лавров: Поднимался. Мы будем продолжать добиваться восстановления справедливости.

Вопрос: На этой встрече по этому вопросу ни до чего пока не удалось договориться?

С.В.Лавров: Если я сказал, что будем продолжать, то работа еще остается.

Вопрос: Вы дипломат, Вы замечаете детали. Маленьких деталей в дипломатии нет. Как Вам показалось, какова была атмосфера, что ее задавало? На Ваш взгляд, как все может развиваться дальше?

С.В.Лавров: Атмосфера была конструктивной. Как я сказал вначале, ее задавала нацеленность обоих президентов на то, чтобы продвигать национальные интересы России и США соответственно. Ее так же определяло понимание, что делать это каждая страна может более эффективно, если мы будем взаимодействовать и искать баланс наших интересов, а также если мы будем добиваться стабилизации обстановки в различных регионах мира, где сейчас очень неспокойно - будь то Ближний Восток и Север Африки, Корейский полуостров или Афганистан.

Вопрос: Были ли какие-нибудь договоренности по Украине? У Президента США Д.Трампа были предложения относительно другого плана.

С.В.Лавров: Я не припомню, чтобы Президент США Д.Трамп предлагал какой-то другой план. Сегодняшняя утренняя продолжительная беседа  с Государственным секретарем США Р.Тиллерсоном также не выявила каких-то отходов от Минских договоренностей. Как и вчера в Париже в ходе разговора с Министром иностранных дел Франции Ж.-И.Ле Дрианом, было констатировано, что есть интерес и нацеленность на то, чтобы ускорить продвижение по пути, который содержится в Минских договоренностях.

Вопрос: Как было прокомментировано вмешательство России в американские выборы?

С.В.Лавров: Я уже говорил на эту тему.

Вопрос: Сейчас Вы по сути объявили о договоренности по югу Сирии. Два дня назад в Астане результат был нулевым, хотя вопрос юга Сирии и обсуждался. Упомянутый Вами формат «Россия-США-Иордания» – это новый формат? Вы будете его «пропускать» потом через Астану? Будет ли это завтра обсуждаться с Президентом Турции Р.Т.Эрдоганом?

С.В.Лавров: Прочитайте Меморандум от 4 мая, одобренный в Астане. Там речь идет о четырех зонах деэскалации в Сирии: северная (в районе г.Идлиба), зона чуть севернее г.Хомса, зона, покрывающая большую часть р-на Восточная Гута и юго-запад Сирии. Понятно, что на юго-западе без иорданцев и американцев, которые работают с иорданцами и представляют интересы коалиции в этом регионе, будет очень трудно о чем-то договариваться. В Астане пару дней назад речь шла, прежде всего, о трех других зонах. Как мы уже говорили, есть понимание, как будут выглядеть зоны около г.Хомса и Восточной Гуты. Продолжается разговор по северной зоне.

Вопрос: Верно ли, что Президент США Д.Трамп поднял тему вмешательства России в американские выборы в контексте того, что он считает эти обвинения безосновательными?

С.В.Лавров: Президент США Д.Трамп (я уверен, что об этом скажет либо он сам, либо Госсекретарь США Р.Тиллерсон) сказал, что эта кампания приобретает достаточно странный характер, потому что за многие месяцы, пока звучат эти обвинения, не предъявлено ни одного факта. Это признается теми в Конгрессе, кто возглавлял это движение на каком-то этапе и «вызывал на ковер» различных представителей Администрации США. Президент США Д.Трамп сказал, что он слышал четкие заявления Президента России В.В.Путина о том, что это неправда и что российское руководство не вмешивалось в эти выборы. Он сказал, что он принимает эти заявления. Вот и все.

Вопрос: Шла ли речь про КНДР?

С.В.Лавров: Вы меня не слушаете. Я дважды сказал, что тема Корейского полуострова обсуждалась. Нам с Государственным секретарем США Р.Тиллерсоном поручено продолжать и интенсифицировать сотрудничество внешнеполитических ведомств напрямую и в Совете Безопасности ООН по всем вопросам международной повестки дня, включая Корейский полуостров.

Вопрос: Шла ли речь о присоединении США к «нормандскому формату»?

С.В.Лавров: Как я уже сказал, двусторонний канал создается в поддержку тех усилий, которые предпринимаются Контактной группой и в «нормандском формате».

Вопрос: Был ли запрос со стороны Москвы к Вашингтону как-то повлиять на партнеров в Киеве?

С.В.Лавров: Это постоянно действующий запрос к Вашингтону и европейским столицам.

Вопрос: А каков ответ?

С.В.Лавров: Все заинтересованы в том, чтобы стороны Минских договоренностей, а Украина – главная их сторона, выполняли то, что там записано. Уверяю вас, что наши западные партнеры, и мы это чувствуем, прекрасно понимают необходимость дополнительного воздействия на этот процесс, который пока находится в заторможенном состоянии.

Вопрос: По итогам этой встречи Президент России В.В.Путин и Президент США Д.Трамп  - коллеги, партнеры или, может, даже друзья?

С.В.Лавров: Это уже беллетристика. Я начал с того, в какой атмосфере проходили эти переговоры. Решайте сами.

Вопрос: Пояснил ли Д.Трамп произнесенные им в Польше слова?

С.В.Лавров: Об этом речь не заходила. Исходим из того, что обсуждаются те вопросы, которые реально выносятся на повестку дня той или иной встречи. Я рассказал вам то, о чем мы сегодня говорили. Еще раз подтверждаю, что оба президента проявили твердый настрой на поиск решений, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, США и всего мирового сообщества.

Вопрос: «Двадцатка» – экономически направленный форум. Не запланировано ли другого случая для обсуждения именно политических вопросов и в политическом формате?

С.В.Лавров: Встреча В.В.Путина и Д.Трампа  была сугубо политической и проходила «на полях». Форум может быть любым, хоть спортивным.

Вопрос: Обсуждался ли на встрече вопрос российских заключенных  В.Бута и К.Ярошенко?

С.В.Лавров: Продолжаем работать над этими вопросами. Исходим из того, что гуманитарный характер этих ситуаций очевиден, и наши американские коллеги сделают правильный выбор и примут верное решение.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати