Фото автора
В канун официального визита в Россию президента Социалистической Республики Вьетнам Чан Дай Куанга в стенах Торгово-промышленной палаты России был организован «круглый стол», участие в котором приняли и ответственные работники российских государственных организаций, курирующих внешнеэкономическую деятельность, и представители российских бизнес-объединений, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, сиречь – внешней торговлей, в частности, на направлении Юго-Восточной Азии и, конкретно, Вьетнама.
Этот «круглый стол» экспертов и предпринимателей на площадке ТПП РФ был назван «Зона свободной торговли ЕАЭС: новые возможности для предпринимателей России и Вьетнама». Его организаторами стали Фонд поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» (разговор с руководителем Григорием Трофимчуком – ниже), и Межрегиональная общественная организация поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», которую возглавляет Ольга Косец.
Число участников превзошло ожидания – конференция на Ильинке, 6 в конечном итоге была перенесена из более скромного помещения – в Зал заседаний ТПП РФ. И зал был заполнен, что называется, «под завязку» – свободных мест не осталось:
Фото автора
В повестку дня были включены самые актуальные вопросы российско-вьетнамских экономических отношений. В конце концов – бизнесу нужно, во-первых, понимание «как и где заработать» во Вьетнаме, а потом также и понимание того «какие налоги заплатить в казну». Поэтому, как заведено, на площадке Торгово-промышленной палаты России на Ильинке, 6 собираются те представители российского предпринимательского сообщества, о которых автор этих строк когда-то написал: «Знак ТПП РФ «Кадуцей» – это «Знак качества» российского бизнеса. Под ним сходятся те предприниматели, для которых Своё Дело и Честь России – не пустые слова».
Вот он – Знак «Кадуцей»:
И сегодня в ТПП РФ сошлись те, для кого развитие экономических отношений с дружественным Вьетнамом – дело не только денежное, но и, в значительной степени, что называется, «по душе». Ведь, как же мы с Вьетнамом были близки ещё совсем – по историческим меркам – недавно.
На дискуссию было вынесено немало тем, в частности, такие, как: роль Вьетнама в экономической стратегии России; экономический потенциал Вьетнама в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС); особенности и преимущества вступления Вьетнама в Зону свободной торговли ЕАЭС; перспективы межрегионального сотрудничества «Россия-Вьетнам»; потенциал инвестиционного взаимодействия; освещение российско-вьетнамской проблематики в СМИ и другие.
Открывая дискуссию, модератор мероприятия, председатель совета Фонда «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук, в частности, отметил: «На данный момент общий товарооборот между Россией и Вьетнамом достигает 4 млрд долларов. Наша задача – решить вопрос: как мы можем способствовать тому, чтобы приблизиться к цифре 10 миллиардов? Как можно начать зарабатывать в рамках российско-вьетнамских отношений, как создавать предприятия, как вести бизнес в рамках ЕАЭС?». Экономический интерес в чистом виде.
Выступающих было так много, что дискуссия продолжилась целых три часа. Заметим, что регламент позволял уложить каждое выступление только в 7 минут. Теперь сами подсчитайте – задачка, кстати, для средней школы – сколько специалистов выступило за 180 минут?
Вот она – заинтересованность в чистом виде.
А далее – некоторые высказывания участников конференции.
Михаил Мамонов, управляющий директор по международному продвижению торговли АО «Российский экспортный центр»: «Динамика развития наших торгово-экономических отношений далеко не отражает те надежды, которые ожидает бизнес-сообщество. В частности, представляется, что сдерживающим фактом для развития двусторонней внешней торговли является недостаточно высокое проникновение деловых контактов».
Мария Зеленкова, научный сотрудник Российского института стратегических исследований, отметила возможности поднимающихся криптовалют в плане создания новых финансовых условий для международной торговли, например, с Вьетнамом.
Владимир Слепак, председатель правления Ассоциации заказчиков и поставщиков, вице-президент Российского инвестиционного союза подчеркнул: «Мы проводим нашу встречу, наш «круглый стол» в преддверие визита президента Социалистической Республики Вьетнам Чан Дай Куанга и встречи на высшем уровне, что, с моей точки зрения подтвердит в условиях санкций ориентацию Российской Федерации на Восток, диверсификацию всех существующих экономических отношений... Нам пора переходить на стадию долгосрочного экономического сотрудничества. Мы считаем, что добросовестный бизнес России – этот тот самый бизнес, который не имеет конфликта с потребителем. Речь сегодня должна идти о «раскрутке» брендов, которые гарантируют качество, безопасность и понятную цену для потребителя. А стратегический вектор нашего развития должен быть в создании совместных предприятий».
Олег Прексин, верховной комиссар по инвестициям Евразийской организации экономического сотрудничества, представитель Ассоциации российских банков: «Мое выступление не случайно названо так – «Роль финансово-инвестиционных инструментов в обеспечении роста экономического сотрудничества», и я бы хотел подчеркнуть слово «инвестиционного». К сожалению, в тех рекомендациях, которые мы обсуждаем, слово «инвестиции» упоминается лишь один раз. И, возможно, я не прав, но на сегодня я не знаю ни одной инвестиционной программы между Россией и Вьетнамом. В том, что такие программы нужны, я уверен. И надо бы на это обратить особое внимание».
В кулуарах удалось поговорить с участниками конференции. Это – эксклюзив для «Международной жизни».
Григорий Трофимчук, председатель совета Фонда «Мастерская евразийских идей»: «Мы приложили максимум усилий в процессе подготовки этого мероприятия, старались организовать его так, чтобы приурочить к визиту в Россию президента Социалистической Республики Вьетнам Чан Дай Куанга. Визит этот является серьезным стимулом для активизации нашего дальнейшего сотрудничества буквально по всем направлениям. Не только в сфере экономики, общественных связей, культуры и гуманитарной области.
Цель наша была, когда мы начали подготовку к этому мероприятию, хоть и простая, но достаточно эксклюзивная: с одной стороны, евразийская тематика, а, с другой стороны – защита интересов, перспективы малого и среднего бизнеса именно в рамках работы на вьетнамском направлении.
Вы, наверно, заметили, что в ходе дискуссии выступающие отметили не совсем обычный формат: «Вьетнам в рамках Евразийского экономического союза». Полагаю, что это – абсолютно новый охват проблематики, и мы входим, практически, благодаря ЕАЭС в совершенно новый регион Планеты. И, в связи с этим, должны выработать новые подходы.
Обратите внимание, что сегодня в конференции приняли участие представители ключевых ведомств и организаций, которые работают на вьетнамском направлении, и они высказали своё видение. Это – и Минэкономразвитие, и Евразийская экономическая комиссия, и Евразийская организация экономического сотрудничества, и рад других ключевых организаций, представители которых сегодня здесь присутствовали.
У всех есть свои наработки, но нам – как российским, так и вьетнамским предпринимателям, хотелось бы как можно быстрее соединить, как говориться, теорию с практикой. Потому что Вьетнам уже как почти полгода – с января 2017 года – работает в режиме Зоны свободной торговли с ЕАЭС, и многое сделано. Но, не до конца – далеко не все российские предприниматели понимают: а какие же преференции существуют, какие же горизонты открываются в связи с тем, что Вьетнам вошел в Зону свободной торговли ЕАЭС? Вот мы и попытались все эти потенциалы соединить.
Обратите внимание, что конференция прошла 26 июня, и что президент СРВ приезжает в Россию 27 июня. То есть, 26 июня собрались здесь практически все руководители разных направлений российско-вьетнамских отношений из самых разных организаций, которые заняты подготовкой визита. И, тем не менее, и ответственные работники наших ведомств, и ведущие вьетнамские бизнесмены, представители науки – все нашли время, чтобы не просто посетить наше мероприятие, но и выступить с серьезной, продуманной позицией. И это говорит само за себя.
Мы хотели создать новую платформу для того, чтобы усилить наше сотрудничество с Вьетнамом, и, как представляется, это мероприятие подтвердило верность наших усилий.
Важнейшим моментом являются вопросы информационного сопровождения нашего российско-вьетнамского сотрудничества. Здесь есть и большие достижения, но остается немало недоработок. Нам необходимо правильно рассказывать о том, что мы делаем, о том, что мы собираемся делать. И самое главное о том, чего мы уже добились. Поэтому мы должны на базе этой платформы, которую сегодня создаем, соединить все потенциалы, которые были у нас наработаны».
До Суан Хоанг, генеральный директор ООО «Маревен Фуд Сэнтрал»: «Мы инвестировали в заводы на территории Российской Федерации, и скоро наш завод будет построен ещё и в Казахстане. Мы используем практически плоды дружбы наших стран уже не только в рамках сотрудничества Вьетнам-Россия, но уже в формате Евразийского экономического союза. И я надеюсь, что ЕАЭС будет расширяться.
Очень положительно отношусь к сегодняшнему мероприятию. Я вижу оживление интереса к Вьетнаму в России – и бизнес, и власть смотрят на Вьетнам уже другими глазами. Более реально, в более деловом качестве. Думаю, что это – плюс к воле политических руководителей двух стран. И всё обязательно получится. Я не вижу причин, которые могли бы нам помешать долго жить и быть всем полезными».
На мой вопрос о тех временах, когда Советский Союз оказывал огромную помощь Вьетнаму в ходе войны против США, собеседник ответил, что теперь «разумеется, ситуация другая»: «Тогда была война, и было идеологическое братство. Разумеется, ситуация была другая. В России в последние 20 лет стала рыночная экономика, и определенный опыт вы набрали. При этом ваш технологический и интеллектуальный потенциалы очень высокие. Надо всё это просто адаптировать к новым условиям, и для этого нужна воля».
На мой вопрос о том, какие наиболее активно развивающиеся отрасли сотрудничества России и Вьетнама можно назвать сегодня с учетом того, что и товарооборот достиг 4 миллиардов долларов в год, и в Москве появился «Торговый дом Вьетнама», гость ответил так: «В первую очередь – традиционные: энергетика и вооружения. Уже несколько лет развиваются новые направления: электроника, бытовые машины. Но пока вижу, что эти шаги к расширению сотрудничества в плане бытовой продукции очень осторожны. Экономику нельзя построить только на межгосударственных отношениях. Правила ведения бизнеса, от которых очень много зависит в активности частного сектора, – это выражается в том, что сейчас Ваш частный сектор делает очень осторожные шаги во Вьетнаме. Мне кажется, что надо более смело действовать и строить более долгосрочные стратегии бизнеса. Всё уже «рыночно», частный сектор уверенно развивается и уже пытается вступать на иностранный рынок. Я думаю, что это все позитивно».
На мой вопрос о том: «Как Вьетнам в условиях сегодняшнего мирового кризиса, тем не менее, дает ежегодный рост экономики на уровне 5 процентов?», гость ответил так: «Наш “секрет” экономического подъема, наверно, в “жажде роста”. Когда очень хочешь чего-то – люди стараются: правительство старается, власти стараются, вся страна старается».
Добавлю, что независимо от того, каков бы ни был объем экономики, а во Вьетнаме он не самый крупный в Азии, рост в 5 процентов в условиях перманентного всемирного экономического кризиса весьма позитивен – на Западе всё падает (статистика только скрашивает реальную картину глубин кризиса), а СРВ реально же растет.
Замечу и другое. Может, секрет в том, что к Вьетнаму сейчас совсем иное отношение американского финансового центра. Правда эта власть (Кощеева игла) над мировой финансово-экономической системой уже… надломилась. И пока это – вьетнамское счастье. Сенатор США Маккейн – гость президента Чан Дай Куанга, как «зонтик от невзгод»…
Антон Цветов, эксперт направления «Внешняя политика и безопасность» Центра стратегических разработок, один из ведущих отечественных специалистов по Вьетнаму: «Проведение таких «круглых столов» это очень важный инструмент повышения информированности деловых кругов о том, что происходит, и о тех возможностях, которые есть. Потому что Зона свободной торговли с Вьетнамом – это прецедент для России в плане сотрудничества с зарубежными странами. И выбор именно Вьетнама однозначно не случаен. Не только потому, что это – традиционный политический партнер, но и потому что здесь есть реальные возможности расширения торгово-экономического сотрудничества. Структура российского экспорта во Вьетнам – одна из самых передовых по российскому экспортному рынку вообще.
Это – не только нефть и газ. Это – высокая доля продукция «высокого передела» и машиностроения. Правда, и во вьетнамском экспорте в Россию тоже доминирует электроника – аппаратура телефонная и компьютерная. Однако из всех зон сотрудничества поднимутся те, где бизнес поймет, что «все возможно».
Уже сейчас по 98 процентам номенклатуры торговли по линии «Россия – Вьетнам» таможенные пошлины снижаются и даже обнуляются. Есть, конечно, исключения, которые касаются, например, торговли рисом. С другой стороны, есть точки роста, скажем, торговля нашей пшеницей и кукурузой – там снижение пошлин «до нуля». И здесь сразу зафиксирован рост товарооборота. И вообще, хотя и начинаем с «очень низких позиций», сегодня мы нарастили поставки этой продукции во Вьетнам в 13 раз.
Сегодня наш товарооборот около 4 миллиардов долларов в год. И цель к 2020 году удвоить его до 10 миллиардов долларов. Цель – она очень амбициозна. Это не просто. Но, если информировать бизнес о том, что есть возможность поставить за рубеж – во Вьетнам – практически беспошлинно свой продукт, то всё дальше упирается лишь в нашу возможность именно такой бизнес найти и заинтересовать.
Безусловно, экономический эффект будет, пусть пока и не очень значительный. Но мне представляется, это очень важно для построения той новой многосторонней инициативы самого высокого уровня на евразийском пространстве. Она предусматривает очень широкое участие. Она подразумевает и участие наших партнеров по Европейскому Союзу. Она должна быть многосторонней, с открытым контуром – в этом её смысл.
Понимаете, с Вьетнамом мы начинаем. Если до конца года мы получим Зону свободной торговли с Сингапуром, то мы сможем доказать, что способны выстроить отношения с экономикой совершенной иной структуры».
Вопросы есть?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs