Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего,хочу поблагодарить Российский совет по международным делам и Общество российско-китайской дружбы, организаторов конференции, за приглашение принять участие в её работе.
Совет Федерации поддерживает тесные рабочие контакты с этими влиятельными организациями и заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с ними.
Этот год у нас юбилейный. Исполняется шестьдесят лет с момента создания Общества советско-китайской, а впоследствии Общества российско-китайской дружбы. Все мы хорошо знаем, сколько сделало Общество для укрепления и развития российско-китайских двусторонних отношений. Совсем недавно, мы с моим коллегой, господином Чжан Дэцзя́ном, Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, подробно обсуждали все актуальные вопросы совместной работы на встрече в Совете Федерации. Мы еще раз убедились, что парламентарии обеих стран серьезно размышляют о совместных шагах по приданию нашим двусторонним отношениям качественно нового измерения. Работа эта по парламентской линии будет продолжена.
Программа нашей конференции охватывает широкий круг вопросов российско-китайского сотрудничества вполитике, экономике, гуманитарной сфере, в решении глобальных и региональных проблем. Такая насыщенная, я бы сказала, масштабная повестка дня современных российско-китайских отношений уже отражает процесс их качественного роста.
Это убедительно подтверждают и итоги состоявшегося недавно в Пекине Международного форума «Один пояс, один путь». Президент России четко обозначил в Пекине, что Российская Федерация будет активно сотрудничать с Китаем в реализации этого масштабного проекта.
Наша будущая совместная работа на этом направлении не только придаст ускорение развитию всего комплекса наших двусторонних отношений, но и приведет к серьезным системным подвижкам глобального порядка на евразийском континенте.
Современный мир переживает непростые времена. Мы стали свидетелями глубокого кризиса всей системы международных отношений. Как подчеркнул российский Президент в Пекине, "кризис прежней модели глобализации ведет к негативным последствиям для отношений между государствами, для международной безопасности".
В этих условиях у нас есть только один путь – совместно строить наше будущее на основе справедливости, равноправия, уважения национального суверенитета, норм международного права и принципов Организации Объединённых Наций.
Такую философию, такой подход к решению мировых проблем всецело разделяют Россия и Китай. Это является прочным фундаментом взаимопонимания и взаимодействия, как на международной арене, так и в двусторонних отношениях.
Более того, наш подход поддерживает всё большее количество других государств, причём на разных континентах. Это подтверждает, в частности, Совместное Коммюнике по итогам круглого стола лидеров в рамках Международного форума «Один пояс, один путь».
Подобные же принципы взаимоотношений между государствами лежат в основе деятельности таких организаций, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз.
Особое место в геополитических интересах наших государств занимает Евразия.
Наша страна вместе со своими партнёрами по ЕАЭС уверенно идёт по пути интеграции. Интерес к сотрудничеству с нашим объединением проявляют около 50 государств. В мае 2015 года было принято решение о сопряжении интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и проекта Китая по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути».
Россия и Китай в силу своего географического положения и исторически сложившегося характера экономических связей объективно заинтересованы в развитии и углублении евразийской интеграции. Однако успех нашей масштабной и непростой совместной работы во многом будет зависеть от дальнейшего углубления доверия и взаимопонимания между нашими руководителями, политическими и деловыми кругами, народами двух стран.
Все эти процессы являются своеобразными «кирпичиками» в будущее здание «большого евразийского партнёрства», под которым мы понимаем, прежде всего, многостороннее сотрудничество стран Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.
В практическом плане, как отметил глава Российского государства, речь идёт о создании системы двусторонних и многосторонних соглашений по упрощению регулирования в таких сферах, как таможенное дело, санитарный и фитосанитарный контроль, отраслевое сотрудничество и инвестиции, защита прав интеллектуальной собственности.
Конечно, мы осознаём, что это трудный и длительный процесс, который потребует немалых усилий и кропотливой работы. Но это работу надо проделать.
Новое качество двусторонних российско-китайских отношений означает, прежде всего, высокий уровень взаимного доверия.
Мудрая китайская пословица гласит: «Взаимное доверие – основа дружбы».
И сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что такое доверие есть. Более того, оно продолжает укрепляться и служит важнейшим фактором дальнейшего развития нашего сотрудничества.
Все мы здесь хорошо знаем, что особую роль в этом процессе играют российско-китайские контакты на высшем уровне, которые носят регулярный характер. В этом плане ключевым событием нашей двусторонней повестки станет предстоящий рабочий визит Председателя КНР господина Си Цзиньпина в Российскую Федерацию.
Уже достигнутый высокий уровень наших отношений требует дальнейшего совершенствования их структуры. Президент России особо отметил, что «нам как никогда нужны новые механизмы сотрудничества, раскрытие дверей друг для друга, снятие различных барьеров и препятствий на пути взаимодействия, прежде всего, в сфере экономики».
Действительно, экономическое направление занимает важное место в наших отношениях. Мы видим, что негативные тенденции прошлых лет остались позади. В первые месяцы нынешнего года, за январь – март, темпы роста товарооборота достигли 37 процентов.
Нам необходимо сделать всё возможное, чтобы эти положительные тенденции стали необратимыми.
Большие перспективы для нашего сотрудничества имеются в развитии цифровой экономики и наукоёмких отраслей, включая космическую и авиационную. Речь, например, идёт о создании широкофюзеляжного самолёта, а также поставках в Китай российских ракетных двигателей.
На плановой основе продолжается работа в ключевой сфере нашего экономического взаимодействия – энергетике. Прежде всего, имеется в виду реализация проекта «Сила Сибири».
Уважаемые коллеги! В межгосударственных отношениях двадцать первого века заметно возрастает роль межпарламентских связей, парламентской дипломатии. И российско-китайское межпарламентское сотрудничество – хороший пример, отражающий эту современную тенденцию.
Нам есть, чем гордиться, есть, чем поделиться с другими странами. Есть и понимание того, что резервы этого сотрудничества далеко не исчерпаны. Мы договорились активно и инициативно работать по максимальному задействованию этих резервов, особенно на межрегиональном уровне.
С 2015 года работает Межпарламентская комиссия по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Всекитайского собрания народных представителей КНР, третье заседание которой состоялось 19 апреля 2017 года в Москве.
Парламенты России и Китая демонстрируют общность подходов по ключевым вопросам международной повестки. Мы признательны китайским партнёрам за поддержку российского проекта резолюции о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств, которая была принята в столице Бангладеш Дакке на 136-й Ассамблее Межпарламентского союза.
Рассчитываем на продолжение такого сотрудничества и в ходе 137-й Ассамблеи Межпарламентского союза, которая пройдет осенью этого года в Санкт-Петербурге.
В качестве перспективного направления нашего взаимодействия с китайскими парламентариями мы считаем и дальнейшее обсуждение роли и места наших парламентов в работе по сопряжению Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс, один путь».
В заключение, уважаемые коллеги, хочу пожелать всем участникам конференции успешной и плодотворной работы.
Благодарю за внимание.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs