ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

27 лет спустя в Йемене снова две столицы

16:33 25.05.2017 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Слева направо: Л. Исаев, О. Пересыпкин, С. Серебров. Фото: Е. Педанов

Операция Саудовской коалиции в Йемене, по словам экспертов, отдаляет достижение целей и провоцирует сепаратистские настроения. В то же время в условиях воздушной и морской блокады обостряется гуманитарный кризис: йеменцы находятся под угрозой голода и эпидемии холеры. Выход из конфликта эксперты видят в пересмотре резолюции Совбеза ООН и вмешательстве Лиги арабских государств.

В мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол, посвященный ситуации в Йеменской Республике. В нем участвовали старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Сергей Серебров, сотрудник Центра евразийских исследований Дипломатической академии МИД РФ Олег Пересыпкин и старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ Леонид Исаев.

Йемен является первой и единственной республикой на Аравийском полуострове. Как утверждает Сергей Серебров, вооруженный конфликт в этой стране начался 26 марта 2015 года с бомбардировок Саудовской коалиции. Авиаудары, по его мнению, прервали управляемый мирный процесс под эгидой ООН, который удерживал стороны от военных действий. Востоковед подчеркнул, что операция не только не достигла своих целей (возвращение к власти президента Мансура Хади), но и сделала их недостижимыми. Леонид Исаев полагает, что решение Саудовской Аравии действовать самостоятельно во многом связано с изменением внешней политики США при Бараке Обаме: «До его президентства лояльность к США гарантировала стабильность и безопасность существующих арабских режимов». Эксперт привел 3 события во время президентства Барака Обамы, которые подорвали доверие Саудовской Аравии к США:

1)      позиция США в ходе «арабской весны»;

2)      нежелание применять силу к Башару Асаду, когда он применил химическое оружие в Восточной Гуте;

3)      соглашение по иранской ядерной программе в 2014 году.

«Дональд Трамп стремится вернуть расположение Саудовской Аравии, заявляет о готовности защищать ее от иранской угрозы, отменяет мораторий на поставку оружия и заключает рекордные контракты, тем самым действия новой администрации только подогревает милитаристские настроения саудовского руководства», – уверен Леонид Исаев.

Сергей Серебров выделил в Йемене две проблемы, обострившиеся в ходе войны. Первая – отношения Севера и Юга. В 1990 году объединились два независимых государства: Народная Демократическая Республика Йемен (Юг) и Йеменская Арабская Республика (Север). «Как говорили до объединения, это один народ, но две страны. После объединения образовалась одна страна, но осталось два народа», – отметил Сергей Серебров. Большая часть нефтяных месторождений находится на территории Южного Йемена. Начав распределять доходы от нефти самостоятельно, южане надеются решить свои экономические трудности. Кроме того, по словам Олега Пересыпкина, будучи более светским, Южный Йемен дорожит своими «социальными завоеваниями» и не хочет возвращения мусульманских законов. Несмотря на неудачную попытку отделения Юга в 1994 году и поражение в гражданской войне, южане по-прежнему массово поддерживают идею независимости. Уже только поэтому неверно считать, что война разделила страну всего на два лагеря (правительственные войска, поддерживаемые коалицией, и повстанцев-хуситов).

Вторая – гуманитарная катастрофа, грозящая в этом году перерасти в коллапс. В Йемене 80% населения затронуты кризисом и нуждаются в гуманитарной помощи. Несколько миллионов йеменских граждан в 2017 году могут умереть от голода. Кроме того, гуманитарные организации предупреждают об угрозе эпидемии холеры в районах массового проживания. Все это усугубляется морской и воздушной блокадой, которая была введена Саудовской коалицией и распространяется на подконтрольные повстанцам регионы. Обе проблемы, на взгляд Сергея Сереброва, говорят о том, что резолюция 2216 Совета Безопасности ООН утратила актуальность и нуждается в пересмотре. Олег Пересыпкин видит необходимость в немедленном вмешательстве в урегулирование Лиги арабских государств.

«Международная жизнь»: Политический совет Южного Йемена выступил за независимость от республики и собирается участвовать в переговорах по урегулированию конфликта в качестве независимой стороны. Можно ли в современных условиях предотвратить отделение южной части Республики Йемен?

Олег Пересыпкин: Мансур Хади южанин, поэтому он находится в Адене и инициирует разного рода предложения. Если Южный Йемен уйдет от марксистской риторики, которая была характерна для Йеменской социалистической партии, то он вполне сможет существовать самостоятельно. Как будут складываться отношения с Северным Йеменом – вопрос открытый.

Сергей Серебров: Какова судьба юга – ключевой вопрос, потому что сейчас он не решается. По выступлениям лидеров разных сторон в Сане, в Адене и президента Хади видно, что решения нет даже на интеллектуальном уровне. Каждый предлагает свое прочтение ситуации на Юге. Хуситы говорят о том, что сейчас реализуются планы по фрагментации Южного Йемена и раздела его на зоны влияния. Они считают, что это и толкает моховик войны дальше. Южане с оглядкой на коалицию и президента Хади настойчиво продвигают проект независимости и отделения от Йемена. Они перестали считать себя йеменцами и утверждают, что их идентичность совершенно иная. Некоторые фракции «Южного движения[1]» отвергают сценарии Эр-Рияда по реализации проекта независимого Юга, называя их колониальным порабощением. Наконец, есть еще выступление бывшего президента Али Абдалла Салеха, который сказал, что никакого нарушения прав южан не было. Он отрицает сам факт существования этой проблемы и призывает Южный Йемен выступить за единую страну. Все это говорит о том, что либо Лига арабских государств, либо ООН обязательно должны подключиться к решению этой проблемы. Юг может остаться субъектом федерации, если за это дело взяться грамотно. В состоянии хаоса возможно и отделение Южного Йемена, и его дробление, как предупреждают хуситы. Рамки решения этой проблемы должны задаваться при участии авторитетных международных сил, которые исключат доминирование одной из сторон.

Леонид Исаев: Сегодня вряд ли удастся преодолеть южный сепаратизм. Во-первых, Юг уже не удержали, де-факто это самостоятельная часть Йемена. Во-вторых, на Юге сейчас нет тех сил, которые могли преодолеть тенденции децентрализации. В-третьих, на Севере тоже не существует сил, которые были бы способны решать вопросы единства страны, потому что северяне сейчас заняты совершенно иными проблемами. Противостояние Саудовской коалиции и вопросы выживания заботят их сейчас куда больше. До тех пор, пока будут продолжаться конфликт в Йемене и внешнее вмешательство со стороны Саудовской Аравии, раскол Севера и Юга будет только нарастать. Южный Йемен будет становиться все более независимой и самостоятельной территорией. Кроме того, хуситы тоже не хотят лишний раз затрагивать эту проблему. Пока они не вступают в споры с «Южным движением» по вопросам отделения, южане в каких-то моментах выступают на их стороне. С этой точки зрения наживать еще одного врага хуситам совсем не нужно, и так Северный Йемен находится в изоляции. Замалчивание вопроса южного сепаратизма хуситами фактически гарантирует то, что южане не будут заинтересованы в том, чтобы воевать за северные территории Йемена. Их волнует удержание контроля на юге.



[1] Южное движение – протестное движение, которое с 2007 года выступает за независимость Народной Демократической Республики Йемен.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати